Журналист «Соккер.ру» побывал на одном мероприятии и теперь хочет рассказать о новом проекте любителей спорта №1 и энтузиастов, которые предпочитают что-то делать с отечественным футболом, нежели ставить крест на его перспективах.
Воскресенье. 14:15. Я стою в центре зала станции метро «Марьина Роща». Это место встречи, второй отбор в «Caramba Team». Около 20 ребят лет 16 переминаются с ноги на ногу. Кто-то стоит в стороне, некоторые сбиваются в небольшие группы, переговариваются и посматривают в сторону прибывающих поездов. Несколько пришли с родителями. У каждого спортивная сумка на плече или портфель за спиной, там бутсы и форма. Уже через 10 минут в зале метро около 60 человек. Случайные прохожие с удивлением поглядывают на скопление людей. Ровно в половину третьего появляется Ник — тот самый ведущий «Картавого футбола», инициатор всего происходящего.
Ник — это его творческий псевдоним. В обычной жизни Никита Ковальчук — телевизионный режиссер одного из лучших каналов страны, муж и отец. В юности он недолго был профессиональным вратарем в мини-футболе, а сейчас звезда Интернета, которого с блеском в глазах обступают мальчишки. Звучным голосом Никита собирает всех вокруг себя, благодарит собравшихся за то, что пришли, и просит немного подождать опоздавших.
Подхожу к нему, напоминаю о нашем разговоре, в котором договорились о моем присутствии на отборе в «Caramba Team». Мы здороваемся, а Ник тут же вспоминает о своем опыте "выступлений» на страницах нашего сайта. Дело в том, что в свое время он вел блог на «Соккере», писал под именем Matto. Его посты до сих пор можно найти в архиве.
- Слили меня в малой блог-лиге, — вспоминает с улыбкой Никита.
Matto или Нику доставалось от наших за неграмотность. Он действительно не всегда правильно ставил знаки препинания, писал слова с ошибками. Зато озвучивал исключительно свое собственное мнение, это было главным. Вероятно, многим это было не по душе, таких правдорубов у нас в стране вообще не любят. Возможно, это и помогло в итоге. Сейчас свое мнение Ковальчук высказывает в «Картавом футболе», без всякой цензуры, прямо и откровенно.
Когда мы выдвигаемся на улицу, вереница молодых людей растягивается на десятки метров. Эта колонна воодушевляет, вдохновляет. Хочется верить в лучшее. Отечественный футбол с их помощью начинает терять серый оттенок, появляются пестрые краски, надежда на что-то хорошее. Нечто более светлое, чем сейчас. Я иду позади всех и надеюсь, что не разочаруюсь во всем этом. Я люблю эту игру, прямо как этому учит картавый парень по ту сторону монитора. И больше всего боюсь увидеть какую-то фикцию, некую пиар-акцию, в которой принимают участие эти прекрасные ребята с бутсами в своих сумках.
Пройдя через дворы, мы оказываемся у спортивного сооружения. В нем мини-футбольная площадка. Ребята ждут в нетерпении у входа, Ник поясняет, что вести себя надо культурно, иначе не пустят. Охранник одобрительно кивает головой. Все заваливаются внутрь и направляются в раздевалку, а затем уже на само футбольное поле.
Там их уже ждет Никита в майке «Реала» и рассказывает о сути происходящего. Из 60 человек отберут лучших, и они составят коллектив второго по счету отбора. Первый состоялся ровно неделю назад. Таких мероприятий будет еще два, и тогда состав окончательно сформируют. После счастливчики становятся героями Youtube, тренируются на большом поле где-то в Подмосковье, куда их отвозит автобус, и затем участвуют в столичных турнирах. Но это только начало. Параллельно практически во всех городах создаются свои команды под знаменами «Карамбы». Позднее они сыграют все вместе во всероссийском турнире, и тогда будет сформирована итоговая сборная из самых-самых. Именно они станут лицом всего проекта, а в качестве главного приза отправятся на стажировку в Европу в топ-клубы. Вкратце — это и есть «Caramba Team». Впечатляет, согласитесь.
Ребят делят на небольшие команды, они играют с запредельным настроем, при этом, что удивительно, по-настоящему уважая друг друга. Не видно жестких стыков, накладок или фолов. Все в рамках правил, нормальной мужской борьбы, — всего того, за что мы и любим эту игру.
В некоторых матчах принимает участие сам Ник, — стоит на воротах довольно прилично. После Никита формирует две команды, в которых производит замены, чтобы посмотреть за потенциальными новичками. Повсюду мелькают горящие глаза, каждый хочет попасть в команду, но не собирается для этого идти по головам. Это не похоже на борьбу за вакансию в ведущую государственную компанию. Тут все просто: футбол и удовольствие. Периодически мне кажется, что эти ребята просто собрались хорошо провести время.
Иногда в разных командах появляются игроки в футболках одинаковых цветов. Им приходится играть без маек. Я постоянно ловлю себя на мысли, что все это что-то мне напоминает. По своей структуре и задумке, по внешнему виду этих потных парней, гоняющих мяч. Это ровно то же самое, о чем писал Паланик, что снимал Финчер, своего рода «Бойцовский клуб». А Ник — Тайлер Дерден. Не подумайте ничего такого, я, конечно, отчасти иронизирую. Когда позже я скажу об этом Никите, он будет долго смеяться и с улыбкой на лице отрицать какую-то связь.
- Я имею ввиду хотя бы территориальный охват, который есть уже в первые дни. Помню, по поводу чего-то высказывался твой коллега Дмитрий Иванов, известный как Kamikadze_d. Он говорил, что невозможно никого вытащить сейчас из Интернета, все сидят на диване и никому ничего не надо, какое бы благое намерение не было. Я, честно говоря, думал так же. А тут такое, — говорю я ему, увидев скопление людей.
- Когда я позвал на первый сбор, думал, что придет человек десять, — признает Никита. — Приехало 60(!) человек, я их еле впустил в этот зал. Сегодня опять 60. Мне нереально сложно запомнить, кто есть кто вообще. А с Камикадзе мы работаем вместе, уважаю его мнение, но я не такой пессимист, как он. Я очень рад, что ребята приходят. И самое главное, чтобы они не заканчивали с футболом. Потому что на самом деле никто не может вас заставить перестать играть в футбол, только вы сами. Человек сам себе главный враг. Он всегда говорит, давай потом, не сегодня, я устал, что-то пятка чешется. А у меня, похоже, выбит палец на руке и переломан палец на ноге, и я прихожу сюда и играю в футбол, потому что ловлю от этого кайф. Я очень рад, что таких как я много, и их еще больше в других городах. И они собираются сами. И это очень вдохновляет меня и заставляет заниматься этим дальше.
Около 10 человек из 60 в итоге проходят в команду. Остальные уходят с отбора в хорошем настроении, фотографируются с Ником и желают удачи оставшимся. Я вижу по-прежнему горящие глаза ребят и начинаю осознавать, для чего это все надо.
- Как родилась идея проекта «Caramba Team»?, — спрашиваю у Никиты уже после отбора.
- Мое отношение к российскому футболу все знают. Я не очень люблю как российский чемпионат, так и российские клубы. И поэтому мне часто писали, что вот, мол, ты «хаишь» наш чемпионат, не любишь его, ничего не понимаешь. Говоришь, что нет молодых игроков, а на самом деле очень сложно пробиться в клуб. Вот я, пишут мне, 10 лет отзанимался футболом, прошел отбор, забил четыре мяча через себя в падении между ног вратарю, меня отозвал тренер в сторону и попросил за место в составе 20 тысяч долларов. И таких комментариев становилось все больше и больше.
И я подумал, что это действительно проблема. И проблема даже не в том, что просят деньги. Дело в том, что ты с 6 лет занимаешься футболом, и через 10 лет к 16 годам наступает такой возраст, когда надо делать некий выбор. Либо футбол становится твоей профессией и этим ты зарабатываешь себе на жизнь, либо надо с ним завязывать и идти в другом направлении. И, к сожалению, я думаю, что многие родители просто ставят крест на надеждах ребенка, будь он хоть 50 раз Месси. Если у него просят десятки тысяч евро за то, чтобы он попал в состав, а у родителей таких сумм нет, то они советуют своему сыну, иди-ка ты лучше в политехнический. И парень идет туда, играет за сборную университета в какой-нибудь дворовой команде и потом пропадает.
Я подумал, это же как-то несправедливо. И параллельно Адвокаат часто говорит, что у нас нет молодых игроков. Если посмотреть составы наших клубов, становится понятно, что молодежь особо не блещет. И я подумал, давай искать буду сам. Это все было очень импульсивно, в один день я это все придумал, в голову пришло — вау, клево, позвонил Мишке Орлову, руководителю «Карамбы», рассказал свою идею, он начал сомневаться, а я всем сказал: давайте, давайте! Всех организовал, снял поле, провели первый отбор. И вот когда провели первый отбор, пришло 60 человек, а у меня на почте в этот день уже 300 новых заявок. И это притом, что в Картавом футболе я этого не объявлял. А как сказал, так их стало около тысячи. И тогда я понял, что, наверное, это действительно интересный проект и им стоит заниматься.
- Понятно, благородное дело, но не могу не задать следующий вопрос. Откуда деньги для реализации всех планов?
- Я не миллионер и ребята, работающие на «Карамбе», к сожалению, тоже. Безусловно, сейчас все должно быть успешно коммерческим тоже. И я считаю, можно быть таковым в наше время. Мы ищем спонсоров. Проект коммерчески очень привлекателен. Потому что, во-первых, это «социалка», во-вторых, мы собираемся охватить всю Россию. Мы можем предложить полный рекламный пакет, с помощью которого можно купить всю лигу, или вы можете купить рекламу отдельной команды и тем самым поддержать, по сути своей, по-настоящему российский футбол. Что самое удивительное, «Карамба Тим» взаимовыгоден. Зритель нас смотрит, мы получаем за это просмотры, за счет этого мы более привлекательны в плане рекламы, а за счет этого у нас больше возможностей, чтобы повести всех куда угодно, а значит, зритель может поехать. И этот замкнутый круг — мы – зритель – мы — зритель — очень важен. Уже сейчас создано 23 команды в других городах, и, я думаю, их будет больше. И очень надеюсь, что начиная с ноября месяца, я буду ездить в эти города, знакомиться с ребятами, помогать им, показывать, что мы с ними. Москва живет не отдельно, ведь я сам из провинции, из Норильска.
- Не раз довелось прочитать в комментариях к этому проекту такие мнения, что это отличное и правильное дело, но не очень понятно, как удастся все это реализовать, а отсюда возникает логичное предположение, что «Карамба Тим» — всего лишь коммерческий проект, за которым ничего не стоит.
- Я читал эти комментарии, но мне не очень понятно, а как я буду зарабатывать?, — спокойно реагирует на не самый приятный вопрос Ник. — Сейчас каждый смотр новых игроков для «Карамбы» обходится в сумму порядка полторы тысячи долларов. И сегодня свою принципиальную позицию я публично озвучил: мы не собираемся ни с кого брать денег. Поэтому я не очень понимаю, как этот проект может быть исключительно коммерческим. За счет просмотров в Youtube? Во-первых, 100 тысяч просмотров, которые собрал наш первый ролик, не приносит существенных денег, и все кто работает в интернет-индустрии это прекрасно понимают. Во-вторых, все, кто следит за мной не первый день, знают, что я работаю телевизионным режиссером на телеканале Россия 24. И я достаточно успешный режиссер, чтобы достойно зарабатывать себе на жизнь.
- Как я понял, подозрения возникают не в том, что ты хочешь на этом разбогатеть. В этом движении видят некий пиар-ход, — поясняю я.
Никита в привычной по «Картавому футболу» манере отвечает:
- Нет, никакого пиара здесь нет. Потому что в любом случае, если случится страшное, и мы не найдем спонсоров, я в любом случае проектом буду заниматься. Просто он будет более вялотекущим, чем мы планируем. Я буду стараться за свои деньги ездить в разные города, в тот же Новосибирск, где ребята собрались и сняли отличный ролик.
- Один из пользователей «Соккер.ру» этим занимается, я правильно понимаю?
- Да-да. Серега Федотов старается. И в Питер уже хочется съездить. А, может быть, завтра нам позвонят и скажут, ребята, мы вам даем 3,5 миллиона долларов, занимайтесь. Тогда все ускорится и увеличится в размерах. Нам нужно время, вера в нас и интерес к нам. Если интерес в ближайшее время не угаснет, тогда для всех станет ясно, что проект жив, что он интересен, — уверяет Никита.
- Во время отбора ты говорил о том, что лучших игроков «Карамба Тим» ждет главный приз — стажировки в топ-клубах Европы. Расскажи об этом поподробнее.
- Мы хотим договориться и уже положительные сдвиги в этом у нас есть. Хочется, чтобы, когда закончится всероссийский чемпионат «Карамбы», мы поехали в специальные туры в Европу. Безусловно, мы хотим, чтобы это был тур спортивный. Чтобы ребят показали тренерам первых и вторых команд, привели в академию, чтобы они там потренировались, сыграли «товарняк» с местными.
- Надеешься выйти в России на какие-либо структуры, на тот же РФС, или же просто футбольные клубы?
- Я сам себе структура, и самое интересное, что мы сами можем ее создать. И хочется сделать что-то альтернативное. Потому что слишком в нашей стране давно ничего не менялось. С одной стороны это хорошо, а с другой стороны — в таком случае всегда находятся люди, которых это устраивает. Вот ты генеральный директор и тебе все нравится. Какие изменения, ты чего? Если только секретаршу поменять, да и старая вроде ничего. А я хочу сам создать эту структуру вместе с ребятами. И сейчас, на мой взгляд, назрел тот момент, когда мы сами это все можем сделать. Я бы очень хотел, чтобы кто-то из наших ребят попал в наши клубы, но сейчас я в это не верю, к сожалению.
- Из-за всех этих историй о взятках за место в составе?
- Да. Мне кажется, просто на это не пойдут, потому что мы и так бросаем вызов им всем. Говорим им, все академии ваши — фигня. Вот, реально сильные ребята. Дайте нам несколько месяцев потренироваться, выпускайте нас на «товарняк», и я уверяю вас, мы их сделаем. А если играть с основными составами, мы покажем достойный футбол и даже некоторых обыграем. И это не бравада какая-нибудь, я реально так считаю. Уже сейчас я вижу, что самое главное в футболе — это желание в него играть. И когда ты хочешь в него играть, ты всегда будешь на порядок лучше, чем все остальные. Сегодня ребята пришли, и они хотели остаться в команде, и это было видно. Вратари играли фантастически, удар с двух метров в девятку, а человек прыгает и забирает мяч. Это невозможно, не-воз-мож-но! Это я как профессиональный минифутбольный вратарь говорю. Просто они хотят и делают. И играть с теми людьми, которые играть не хотят, у которых конкуренции-то нет, да мы их порвем, на одном желании! Надо только сыграться, не нервничать, научиться друг друга понимать и все. И это уже реальная сила.
Было бы классно, если бы кто-то из наших ребят попал в европейский клуб. И для этого я «пиарю» проект, хочу выйти на другой уровень, чтобы нас смотрели в международном формате. Чтобы какой-нибудь агент какого-нибудь «Фрайбурга» нашел бы себе через нас левого защитника. И если я кого-нибудь из ребят выведу в Европу, буду считать, что жизнь прожил не зря, как минимум, то, что касается футбола.
- Также речь шла о тренерах, которые будут помогать тебе в работе с «Карамба Тим».
- У меня есть огромное количество знакомых, которые занимались и играли в профессиональный футбол. Мы хотим в тестовом режиме запустить другой проект «Карамба Коуч». Моуриньо ведь не играл в футбол. А стал... Я готов помогать таким ребятам, проводить для них какие-то стажировки, есть ребята с базой, которые готовы сейчас тренировать или обучать тех, кто хочет стать тренером. И это все хочется завязать. У меня есть опыт профессиональной игры, у некоторых ребят за спиной дубли «Спартака» и «Динамо». Им можно дать возможность реализоваться в каких-то своих методиках. Хотим привлечь профессиональных врачей, которые будут следить за физической готовностью. У нас есть просто самородки, как тот же Женька (прим. автора: юный помощник Никиты), который помогает мне, играет классно, при этом нигде не занимался. Тренер — это не человек, который орет и говорит кому, где играть, а это тот человек, который занимается всей структурой, он дает материал, умеет общаться с людьми и т.д. Если есть такие, пусть связываются со мной, я дам им возможность тренировать и всем нам будет хорошо и счастливо.
Когда наше интервью подходит к концу, на дворе уже начало девятого, вечер. Супруга Никиты Александра подходит к нам и напоминает своему мужу о том, что дома с няней их ждет совсем маленький сын. Тогда я спрашиваю у Ника, как он будет справляться дальше, ведь это только начало проекта.
Никита Ковальчук улыбается, а я уже знаю, что он ответит:
- Нормально. Я и моя любимая Сашенька, мы все понимаем, зачем мы это делаем. Да, я жену свою вижу только по ночам, когда она спит, а я прихожу с работы. Но мы взрослые люди, и кто кроме нас? Вот как-то так.
Когда мы прощаемся, и я направляюсь в сторону метро, события уходящего дня мелькают в голове со скоростью света. Футбол, юные игроки, большая идея. Я боялся разочароваться во всем этом, но вышло все в точности до наоборот. Теперь я думаю о том, как написать о «Caramba Team», боюсь рассказать что-то не так о людях, которые действительно любят эту игру.