Англия и Германия сыграли вничью в матче Лиги Наций. «Соккер.ру» — о матче и восприятии турнира.
Неудачный старт
Новый розыгрыш Лиги Наций многие топ-команды начали неважно несколько дней назад. Действующий победитель Франция, например, проиграла Дании, Бельгия была разгромлена Нидерландами, а Хорватия – Австрией. Не слишком удачным старт получился и для Англии с Германией. Если немцы сыграли вничью с Италией (1:1), и в этом исходе можно увидеть приемлемый результат, то англичане умудрились уступить Венгрии (0:1).
Причем в таком матче, что венгры не выглядели совсем уж андердогом по содержанию игры. А вот англичане, как водится, получили в родной прессе жесткий вал критики. Для них это поражение стало вообще первым после поражения в финале Евро-2020 от Италии. Так что можно оценить степень досады и неожиданности – не привыкли ждать от современной английской сборной таких осечек. К слову, та же Германия сохранила беспроигрышную серию тоже ровно с Евро-2020, где проиграла в последний раз – именно англичанам.
Переплетений много и ответственность перед этим поединком давила на обе команды особенная. Даже ничья с Италией, которая переживает не лучшие времена, была воспринята для Германии как осечка. О недовольстве может говорить и ротация состава, примененная обоими тренерами после первых матчей. В составе сборной Англии к матчу с немцами произошло пять изменений, а в составе сборной Германии – сразу семь. Практически новые сборные вышли на очную встречу. Впрочем, там была и другая причина – не только недовольство стартом. Эта причина стала очевидна уже в первом тайме.
Тотальная усталость
Ранее не раз поднимался вопрос о целесообразности проведения матчей сборных в июне сразу после окончания клубного сезона. Со стороны в них не видится никаких проблем. Отстрелялись в клубах и могут со спокойной душой сыграть пару матчей за сборные, прежде чем уйти в отпуск. На деле же июньские матчи зачастую оказываются очень низкого качества на фоне всех остальных в году.
И касается это чаще всего именно топовых сборных. Просто потому, что они состоят из звездных игроков, чьи клубы участвуют максимально долго в различных турнирах, а сами они являются постоянными игроками основного состава. В том числе поэтому Саутгейт и Флик решились на большие перестановки между матчами. Они увидели, что многие игроки просто «не вывозят» и не могут найти в себе силы действовать на поле и на тренировках с той же отдачей, что и по ходу сезона.
Тут еще важный психологический аспект. Финал клубного сезона – это всегда эмоциональный пик, это максимальный выброс всех видов энергии – как у бегуна перед тем, как он грудью коснется финишной ленты. Скажи этому бегуну, что нужно еще пробежать даже десяток метров – он не сделает это так же быстро, как делал перед той самой лентой. Вот и окончание клубного сезона для футболистов – это пересечение финишной черты, за которой следует сразу «выключение», прежде всего эмоциональное.
И после такого себя сложно настроить на свежее восприятие и движение. Исключением разве что могут стать какие-то решающие стыковые матчи. В таком случае они воспринимаются как часть того самого финиша сезона. Но уж точно особого настроя не вызывают проходные матчи, даже если у тебя топовый соперник, даже если это вроде как не товарищеская игра, а турнирная. К тому же розыгрыш Лиги Наций только начинается. Всегда в таких случаях кажется, что все еще можно будет исправить потом, и на старт настрой куда меньший, чем на финиш.
В общем, это все ощущалось по ходу первого тайма. Это ощущалось еще по матчу Хорватии с Францией накануне, например, по многим другим июньским матчам. Футболистов словно насильно выгнали на поле, и они хотят с минимальными затратами отбыть эту повинность. Много брака, ошибок, неточностей, отсутствие у игры четкой структуры и логики – когда рваный ритм, инициативы ни у кого нет, а сам матч идет на низкой скорости, но с большим количеством сумбура и непредсказуемости. Смотреть это не очень приятно, хотя порой возникают опасные моменты – это скорее как раз из-за склонности к ошибкам во всех описанных выше условиях.
Первый тайм матча Германии с Англией в целом смотрелся равным, хотя немцы чаще диктовали свои условия и выглядели более цельной командой. Они в итоге и по воротам били чуть чаще и точнее (7:6 по ударам, 3:2 — по точным за тайм), и мячом больше владели (60 процентов времени), и точнее передачи отдавали (85 процентов против 78). Но счет так и не был открыт. Это случилось только во втором тайме, который все же отличался от первого.
Боль и спасение
Оживления игре добавил гол Германии в начале второго тайма. Хофманн завершил быструю атаку с голевой передачей Киммиха. Что довольно парадоксально, потому что немцы казались настроенными на позиционные атаки, а англичане – на быстрые. Но в эпизоде Германии улыбнулась удача именно при таком розыгрыше.
Этот гол чуть вскрыл игру и показал, что на самом деле скорее речь идет о психологической усталости, чем физической. Ведь вот когда счет перестал быть нейтральным, все оживились: немцы воодушевились, а англичане оказались на грани совсем уж неприглядного нуля в графе набранных очков по итогам июньских матчей.
При этом в плане контроля мяча ничего существенно не изменилось. Напротив, Германия даже при преимуществе в счете еще больше стала владеть мячом и завершила матч с показателем под 63 процента. Да и точность передач повысилась до 88. У Англии показатели оставались прежними. Но теперь гости гораздо более опасно атаковали и завершали ударами почти все свои переходы в атаку.
За второй тайм Англия нанесла девять ударов, а Германия лишь три, включая голевой. Причем все три у немцев были точными, а у англичан точных оказалось четыре. Что тоже неплохо. И Нойеру, и Пикфорду приходилось выручать свои команды, так что по итогу сторонники и одних, и других могут говорить, что где-то не повезло и во всем виноваты вратари соперника.
Спастись от поражения Англия смогла лишь в конце матча. Примечательно, что ни один из тренеров не использовал весь лимит замен. Саутгейт сделал три перестановки, включая одну вынужденную из-за травмы Филлипса в первом тайме, а Флик – четыре. Вероятно, состояние тех, кто оставался в запасе, было совсем уж неважным, и все более-менее свежие силы тренеры выставили с самого начала.
Спасение Англии пришло с пенальти, который заработал Кейн с фола Шлоттербека. Сам же Харри реализовал одиннадцатиметровый, реабилитировавшись за невероятным образом ранее упущенный голевой момент, когда он с пары метров пробил в голкипера. Ничья кажется компромиссным, справедливым результатом, который, однако, наводит на еще одну мысль.
Лига Наций уже надоедает
Да, вот эта мысль. Изначально были вопросы к тому, насколько такой турнир будет интересен. Да, кажется, что любая замена товарищескому матчу с турнирным смыслом окажется интереснее. И некоторые матчи Лиги Наций, особенно на финальных стадиях, были шедеврами. Плюс встречи топовых команд. Но этих встреч становится уж слишком много.
Даже вот на начальных стадиях розыгрыша. И настрой игроков уже не такой, и отношение болельщиков. Это приедается. Постепенно матчи Лиги Наций превращаются по восприятию, а зачастую и по темпу и содержанию игры, в рядовые товарищеские встречи, причем старых и знакомых друг другу команд с минимумом разнообразия.
Где-то еще мелькает нечто интересное, но и турнир-то молодой. А уже вот и оскомина набивается. Дополнительный турнирный смысл Лиге Наций добавили с шансами команд через нее пробиться на самые значимые соревнования. Но внесли только еще больше путаницы в эти схемы, так что Лига Наций не воспринимается как трамплин на чемпионат мира, например. Есть регулярный отбор, и он понятнее. И даже в нем уже больше внутреннего напряжения и драмы в матчах, чем в играх Лиги Наций.