Сегодня, в день российского студенчества, свой 68-й день рождения отмечает величайший португальский игрок XX века, «его величество король» — единственный и неповторимый Эйсебио. Вспоминаем вехи карьеры знаменитого футболиста вместе с «Соккер.ру».
Никто знает как сложилась бы судьба Эйсебио, последуй Португалия примеру других европейских стран в плане предоставления независимости своим колониям после окончания Второй мировой войны. Однако, правительство пиренейского государства, в разрез с всеобщим движением деколонизации, оставило за собой права владения «заморскими территориями». В одной из таких колоний, а именно, в Мозамбике, 25 января 1942 года появился на свет будущий символ португальского футбола – Эйсебио.
Чуть ли не единственным способом покинуть нищую Африку для молодого парня был футбол. Стоит сказать, что в то время поставка темнокожих футболистов из своих «заморских территорий» была организованна португальцами в виде конвейера. В Мозамбике, Анголе и других колония были открыты селекционные отделы ведущих клубов, которые отбирали самых одаренных ребят, и отправляли их на «шлифовку» мастерства в Португалию.
Эйсебио да Сильва Фаррейра, таково полное имя героя, начал играть в футбол в юношеской команде «Спортинг» из родного города Лоуренсу-Маркиш, это был филиал одноименной «большой» лиссабонской команды. Уже в юном возрасте Эйсебио выделялся из числа своих сверстников филигранной техникой дриблинга и удара, скоростью принятия решений и своеобразной пластичной манерой игры. Одним словом, все шло к тому, что молодой футболист непременно окажется в Лиссабоне, в составе тамошних «львов». Но сбылось только одно из двух обстоятельств.
В 1961 году Эйсебио был вызван в столицу Португалии на личный просмотр, до Лиссабона он долетел благополучно, но вот пути со «Спортингом» разошлись. Детали той странной истории неизвестны, но принято считать, что злейшие враги «львов» — некие лица из «Бенфики» похитили молодое дарование, только что сошедшее с трапа самолета. Скандал поднялся и утих, а «орлы», так или иначе, остались «в наваре»: «черная жемчужина» оказалась в их коллекции.
В то время «Бенфика» была действующим обладателем Кубка Европейский Чемпионов, а руководил ей небезызвестный венгерский специалист Бело Гуттман, известный почитатель таланта темнокожих футболистов. Костяк команды составляли выходцы из африканских колоний: Вратарь Кошта, центральный нападающий Жозе Агауш и полусредние Жоаким Сантана и Марио Колуна. Эйсебио предстояло вписаться в такой вот «звездный» коллектив.
Вскоре молодой игрок заставил обратить на себя серьезное внимание, на одном из «выставочных» турниров в Париже «Бенфика» лицом к лицу сошлась с бразильским «Сантосом», который вел за собой будущий «король футбола» Пеле. Счет 3:0 в пользу южноамериканцев после первого тайма, казалось, не оставлял «орлам» никаких шансов. Но на вторую половину вышел Эйсебио и соорудил хет-трик за какие-то 20 минут. В итоге португальцы все-таки уступили, но теперь о да Сильва Феррейре заговорил весь мир, и называть его стали не иначе, как «черная пантера» (за своеобразную пластику и дриблинг).
Кстати это была не последняя очная встреча Эйсебио и Пеле: бразилец забил в ворота «Бенфики» пять мячей в паре матчей Межконтинентального Кубка 1962-го года, принеся тем самым трофей «Сантосу». Португалец же мстил на уровне сборных: его дубль в ворота Бразилии помешал тогдашним бикампеонам выйти из группы на Чемпионате Мира в Англии. Сравнение двух «черных жемчужин» занимало тогда, конечно, многие умы, и большинство все-таки отдавало предпочтение Пеле, что не могло не огорчать Эйсебио. Португалец бредил мыслью затмить южноамериканского «короля футбола» и использовал каждый матч, чтобы реализовать задуманное.
«Звездный» час Эйсебио наступил очень скоро. «Бенфика» второй год подряд играла в финале Кубка Европейских Чемпионов, соперник был не из легких – мадридский «Реал», обладающий великолепным набором исполнителей, и, после годичного перерыва, желающий возобновить свое безраздельное властвование в Старом Свете. Но не тут-то было, победу праздновали десять «орлов» и одна «пантера», забившая два мяча. Бесполезным оказался хет-трик неутомимого Ференца Пушкаша: 5-3, и почетный трофей вновь уезжает в Лиссабон, на радость Эйсебио и компании.
Правда, после этой радости с победами континентального масштаба в «Бенфике» стало туго, еще трижды до конца 60-х португальцы доходят до главного матча сезона, но в нем поочередно уступают: «Милану» (1963), «Интеру» (1965) и «МЮ»(1968).
Карьера в сборной Португалии оказалась не настолько яркой в плане побед и трофеев, но это не мешало «черной пантере» проявлять себя индивидуально. Но все же, единственным турниром, в котором команда сыграл подстать своему лидеру был Чемпионат Мира в Англии 1966 года. А апофеозом форума для Португалии и лично Эйсебио стал, конечно, четвертьфинал против команды Кореи.
К середине первого тайма представители Азии забили три безответных мяча, но для победы этого оказалось недостаточно. Португальцы ответили пятью точными ударами, а героем стал Эйсебио, оформивший «покер». В следующем раунде команда с Пиренейского полуострова все же уступила хозяевам и будущим чемпионам мира – англичанам. В итоге португальцы заняли третье место, переиграв в матче за «бронзу» сборную СССР – лучшее для них достижение на чемпионатах мира до сих пор. Эйсебио стал лучшим бомбардиром турнира с девятью забитыми мячами, тем временем, по мнению многих журналистов, чемпионат прошел под знаком «черной жемчужины», а в Музее мадам Тюссо вскоре появился восковый двойник португальского форварда.
Это был не единственный, и уж точно не самый примечательный, случай публичного признания таланта Эйсебио. Самой громкой индивидуальной победы ему удалось добиться годом раннее, получив «Золотой мяч», вручаемый лучшему футболисту Европы. Кстати он стал первым футболистом-выходцем из Африки, который завоевал столь престижный трофей (и одним из двух вообще, второй – либериец Джордж Веа, 1995).
В 1975 году, имея в активе 11 чемпионских званий в составе «Бенфики», и, давно беспокоящую травму колена, Эйсебио решает сменить обстановку и отправляется по ту сторону Атлантики, «поднимать» недавно образованную североамериканскую футбольную лигу. С этим отъездом карьера футболиста, можно сказать, закончилась. Поскитавшись три года по командам Канады, США и Мексики, разбавляя свои путешествия возвращениями домой и игрой за португальские клубы «средней руки», футболист официально «вешает бутсы на гвоздь».
В настоящее время Эйсебио занимает одну из административных должностей в «Бенфике», являя собой, к радости болельщиков, живой символ клуба. В 1992 году у входа на стадион «Эстадио да Луш», где принимает своих соперников «Бенфика», была установлена статуя великого футболиста, немногие удостаиваются подобной чести при жизни. А фильм о жизни великого футболиста назвали «Sua Majestade o Rei» — «Его величество король», и кто теперь скажет, что король футбола всего один?