Вы думаете, судьба не дает двух шансов исполнить свою мечту? Ошибаетесь. «Соккер.ру» докажет обратное, покажет, как человек может изменить характер и стать потенциальным открытием Мундиаля в составе легендарной сборной Бразилии.
2 августа 1983-го года в Бразилии родился Мишел Фернандес Бастос. Его история детства не будет отличаться от сотен историй других бразильских парней, которые лишь в футболе видели свое основное занятие, лишь в этой игре они усматривали свой шанс выбиться в люди. Получается это далеко не у всех, а если и выходит обратить на себя внимание каких-либо мало-мальски значимых фигур из Европы, то нужно еще закрепиться. Нашему герою повезло. Судьба дала ему два шанса.
В возрасте 11-ти лет он вошел в детскую футбольную систему скромного местного клуба «Пелотас», где и рос с 1994-го года по 2001-й, пока длинный щупальца голландских скаутов не отыскали его в этой бразильской глубинке. Таким проворным оказался «Фейеноорд». Всегда мечтавший о том, чтобы стать известным (скромное желание для Льва по гороскопу), Бастос схватился за этот превосходный шанс и отправился в далекую и неизвестную Европу, зная лишь одно — в Голландии лучшие молодежные тренеры, там у него есть реальный шанс развиться и закрепиться в Старом Свете. Но все было не так просто.
Смена обстановки серьезно повлияла на парня в нежном возрасте, в большом и цивилизованном Роттердаме он не смог показать свой талант. Два сезона пришлось провести в молодежной секции «Фейе», затем роттердамцы выпустили его в мир, отдали в аренду в «Эксельсиор», где он должен был занять место в основе и показать, на что способен. Место в основе-то он занял, провел 28 матчей даже, однако не забил ни одного мяча, не убедив руководство «Фейеноорда» в своей состоятельности. «Эксельсиор» тоже не жаждал оставить футболиста у себя.
Бастосу нашли пристанище в родной Бразилии в клубе «Атлетико Паранаэнсе». Это стало ударом для молодого парня. Ведь шанс перебраться в Старый Свет предоставляется лишь однажды, а он им не воспользовался. В «Паранаэнсе» за год он провел всего лишь десять матчей, никак не отметившись. И оттуда его отправили в аренду в «Гремио». Прошел осадок, притупились переживания, в этом клубе он уже почувствовал себя как прежде, стал снова обретать уверенность, тренеры доверяли ему, что очень помогало.
Ведь понятно было, что талант у парня есть — иначе бы скауты из «Фейеноорда» вовсе не потащили бы его в Европу. Причиной, по которой они поставили на нем крест и вернули, стало неверие в то, что он сможет психологически окрепнуть и обрести уверенность, а может, им просто возиться не хотелось. У «Фейеноорда» в истории такое уже бывало, когда они первыми замечали талант, брали его в свою систему, корпели над ним год-два, не получали результат и «сплавляли», а потом, правда, жалели. Так, например, с Лазовичем случилось. Иногда и двух лет недостаточно для раскрытия потенциала.
Итак, в «Гремио» он вновь стал обретать себя, провел 19 матчей, начал, наконец, забивать, реализуя себя на позиции левого вингера. Из аренды «Паранаэнсе» решил Бастоса не возвращать, а сразу продал в «Фигеиренсе». И вот там-то «все случилось», так сказать. В этой команде он смог громко заявить о себе. Настолько громко, что снова привлек внимание европейских клубов. Самым расторопным оказался французский «Лилль». Но «догам» пришлось за Мишела уже выложить приличную сумму в размере 3 миллионов евро.
Его 34 матча за «Фигеиренсе» и 10 забитых голов убедили клуб с севера Франции расстаться с этой суммой, не боясь повторения «роттердамского сценария», ибо Бастос стал совершенно другим человеком, прежде всего, психологически. Он повзрослел и относился к себе не как к мальчишке, которому очень нравится футбол, а как к футболисту, профессионально выполняющему свою работу, от которой зависит его жизнь и благосостояние. А совмещать приятное с полезным — благое дело. Свой второй шанс Бастос не стал упускать. Тогдашний наставник «Лилля» Клод Пюэль был приверженцем строгой дисциплины и оборонительной игры, его команда выглядела эталоном французской «сухости» и надежности. С точки зрения менталитета это сильно помогало Бастосу подкорректировать свой бразильский хаотично-творческий характер в сторону упорядоченности и организованности, ускорило его «европеизацию». В «Лилле» он занимал позиции левого и правого вингера, в первом сезоне провел 24 матча и забил трижды.
Развитие шло поступательно. Спустя год в его послужном списке прибавилось еще 35 игр и восемь забитых голов. В 2008-м году случился один из ключевых эпизодов — в «Лилле» поменялся тренер. Место оборонительного Клода Пюэля занял прогрессивный знающий свое дело Руди Гарсия со своими методами. Он решил кардинально сменить стиль игры «Лилля», начав строить атакующую команду. Тут-то и пригодились разносторонние таланты Бастоса. Адаптировался он окончательно, что такое атаковать и как атаковать, он знал еще со своих бразильских времен, а тактическую грамотность и строгость получил от Пюэля.
В видоизмененной команде Руди Гарсии Бастос стал настоящим лидером, что сублимировалось в целую россыпь умопомрачительных голов, в фееричной игре. «Лилль» удивил своим преображением многих, а Бастос — всех. Он пропустил лишь одну встречу чемпионата, забил 14 голов (в середине сезона отличался пять раз подряд), отдал 13 результативных передач, выразив себя еще и превосходным ассистентом — вот что значит изменить стиль команды в сторону комбинационности. Такая игра бразильца стала откровением, он вошел в символическую сборную чемпионата, а в номинации на лучшего игрока Франции уступил лишь еще более фееричному Гуркюффу из того шикарного чемпионского «Бордо».
По словам Мишела, тогда его мечта сбылась. Он понял, что получил известность и стал объектом внимания скаутов ведущих европейских клубов — прямо как в сказке. Самыми активными среди потенциальных покупателей стали «Бавария» и «Лион». Оба клуба перестраивались, оба видели в Бастосе реальное усиление игры. Но Мишел вспомнил, как трудно ему давались перемены, вспомнил своего первого тренера в «Лилле», который «рулил» «Лионом», и решил не перебираться в другой чемпионат, проверить себя в более именитом клубе, но внутри Франции, узнать — всплеск ли это случайный или итог закономерного развития, получить новый вызов. «Лилль» при этом очень неплохо подзаработал, выручив за Бастоса 18 миллионов евро, что в шесть раз больше потраченной на Мишела суммы.
В «Лионе» он не потерялся. «Ткачи» активно используют в своей схеме вингеров, потому для бразильца всегда находилось место слева или справа. В новой команде он успел довольно быстро забить свой первый гол — в квалификации к основному раунду Лиги чемпионов на его счету третий мяч в ворота «Андерлехта» (5:1). В общем за сезон в футболке «Лиона» на поле Бастос появлялся в различных турнирах 47 раз, забил 15 голов и отдал 5 результативных передач. Словом, показал себя на достаточно высоком уровне в условиях усилившейся конкуренции.
Можно констатировать, что такая его игра стала подтверждением выхода Мишела на новый уровень профессионализма. Не хватало ему, пожалуй, только успехов на уровне сборной. И вот — блестящий шанс. В национальной команде ему довелось дебютировать лишь в октябре 2009-го года. Но это лишний раз доказало, что Мишел совершил шаг вперед на ступень. Причем, Дунга изобрел интересный вариант. Если Пюэль и Гарсия видели в Бастосе исключительно вингера (правого или левого — безразлично), то наставник бразильцев рассматривает Мишела в качестве левого защитника. Вернее будет сказать, латераля, который успешно покрывает всю бровку, развязывая ноги стоящему выше Робиньо, который может «рисовать» на поле что угодно, смещаясь по фронту — такую схему на левом краю накануне Чемпионата мира практиковал Дунга, думается, такой она и будет на самом Мундиале. Выглядит подобная связка перспективно. Бастоса он предпочел Максвеллу, Андре Сантосу, Марсело, Клеберу. Довольно интересная практика, если учесть «родную» позицию лионца. Похожая ситуация, как помните, приключилась с Жирковым.
Бастос уже начал оправдывать такое свое назначение, отметившись первым голом за сборную в товарищеском матче с Зимбабве. Конечно, не Бог весть какой соперник, но удар Мишела мог бы повергнуть в шок и заставить капитулировать любого стража ворот — пушечный «бабах» метров с 25-ти едва ли кто-то остановил бы. Вот мы и перешли к игровым характеристикам Мишела. В чем тактическая и схематическая «соль» такого расположения понятно — это помогает насытить атакующий потенциал команды. Технически Бастос способен справляться с этой задачей — он здорово видит поле, умеет читать игру, обладает высокой скоростью и точным пасом на разные расстояния. Да, он может допустить позиционные оплошности в обороне, но для этого есть центральный защитник, который «подчистит», да и скорость вкупе с самоотверженностью не позволят любому неприятелю свободно разгуливать по флангу Мишела. Таким образом, в защите он справиться готов.
А вот в подключениях к атаке он ощущает себя погруженным в родную стихию — могучий точный удар с любого расстояния и с любого угла — его конек, он не передерживает мяч и способен быстро транспортировать его через все линии, как в своих ногах, так и посредством дальнего перевода. С Робиньо их дуэт видится перспективным. Бастос наверняка будет отыгрываться в стенку, идти в штрафную, бить из умопомрачительных позиций, сходу, скорость принятия решений, кстати, у него тоже отменная.
Что может стать минусом? Ну, уже упомянутая слабость в позиционной обороне (хоть и не фатальная), а также недостаточный опыт игры на этой позиции, на уровне сборной. В любом случае, плюсов гораздо больше и все они весомее, посему мы имеем превосходный шанс стать свидетелями вспышки новой звезды Мундиаля, Бастос для этого достаточно ярок. Его история доказывает, что человек может изменить характер, может изменить судьбу, даже если провалит первую попытку. Больше таких ошибок Мишел наверняка не совершит, он способен свой природный талант и мастерство заставить сделать его знаменитым и на таком уважаемом форуме, тем самым исполнить свою главную мечту сполна.
2 августа 1983-го года в Бразилии родился Мишел Фернандес Бастос. Его история детства не будет отличаться от сотен историй других бразильских парней, которые лишь в футболе видели свое основное занятие, лишь в этой игре они усматривали свой шанс выбиться в люди. Получается это далеко не у всех, а если и выходит обратить на себя внимание каких-либо мало-мальски значимых фигур из Европы, то нужно еще закрепиться. Нашему герою повезло. Судьба дала ему два шанса.
В возрасте 11-ти лет он вошел в детскую футбольную систему скромного местного клуба «Пелотас», где и рос с 1994-го года по 2001-й, пока длинный щупальца голландских скаутов не отыскали его в этой бразильской глубинке. Таким проворным оказался «Фейеноорд». Всегда мечтавший о том, чтобы стать известным (скромное желание для Льва по гороскопу), Бастос схватился за этот превосходный шанс и отправился в далекую и неизвестную Европу, зная лишь одно — в Голландии лучшие молодежные тренеры, там у него есть реальный шанс развиться и закрепиться в Старом Свете. Но все было не так просто.
Смена обстановки серьезно повлияла на парня в нежном возрасте, в большом и цивилизованном Роттердаме он не смог показать свой талант. Два сезона пришлось провести в молодежной секции «Фейе», затем роттердамцы выпустили его в мир, отдали в аренду в «Эксельсиор», где он должен был занять место в основе и показать, на что способен. Место в основе-то он занял, провел 28 матчей даже, однако не забил ни одного мяча, не убедив руководство «Фейеноорда» в своей состоятельности. «Эксельсиор» тоже не жаждал оставить футболиста у себя.
Бастосу нашли пристанище в родной Бразилии в клубе «Атлетико Паранаэнсе». Это стало ударом для молодого парня. Ведь шанс перебраться в Старый Свет предоставляется лишь однажды, а он им не воспользовался. В «Паранаэнсе» за год он провел всего лишь десять матчей, никак не отметившись. И оттуда его отправили в аренду в «Гремио». Прошел осадок, притупились переживания, в этом клубе он уже почувствовал себя как прежде, стал снова обретать уверенность, тренеры доверяли ему, что очень помогало.
Ведь понятно было, что талант у парня есть — иначе бы скауты из «Фейеноорда» вовсе не потащили бы его в Европу. Причиной, по которой они поставили на нем крест и вернули, стало неверие в то, что он сможет психологически окрепнуть и обрести уверенность, а может, им просто возиться не хотелось. У «Фейеноорда» в истории такое уже бывало, когда они первыми замечали талант, брали его в свою систему, корпели над ним год-два, не получали результат и «сплавляли», а потом, правда, жалели. Так, например, с Лазовичем случилось. Иногда и двух лет недостаточно для раскрытия потенциала.
Итак, в «Гремио» он вновь стал обретать себя, провел 19 матчей, начал, наконец, забивать, реализуя себя на позиции левого вингера. Из аренды «Паранаэнсе» решил Бастоса не возвращать, а сразу продал в «Фигеиренсе». И вот там-то «все случилось», так сказать. В этой команде он смог громко заявить о себе. Настолько громко, что снова привлек внимание европейских клубов. Самым расторопным оказался французский «Лилль». Но «догам» пришлось за Мишела уже выложить приличную сумму в размере 3 миллионов евро.
Его 34 матча за «Фигеиренсе» и 10 забитых голов убедили клуб с севера Франции расстаться с этой суммой, не боясь повторения «роттердамского сценария», ибо Бастос стал совершенно другим человеком, прежде всего, психологически. Он повзрослел и относился к себе не как к мальчишке, которому очень нравится футбол, а как к футболисту, профессионально выполняющему свою работу, от которой зависит его жизнь и благосостояние. А совмещать приятное с полезным — благое дело. Свой второй шанс Бастос не стал упускать. Тогдашний наставник «Лилля» Клод Пюэль был приверженцем строгой дисциплины и оборонительной игры, его команда выглядела эталоном французской «сухости» и надежности. С точки зрения менталитета это сильно помогало Бастосу подкорректировать свой бразильский хаотично-творческий характер в сторону упорядоченности и организованности, ускорило его «европеизацию». В «Лилле» он занимал позиции левого и правого вингера, в первом сезоне провел 24 матча и забил трижды.
Развитие шло поступательно. Спустя год в его послужном списке прибавилось еще 35 игр и восемь забитых голов. В 2008-м году случился один из ключевых эпизодов — в «Лилле» поменялся тренер. Место оборонительного Клода Пюэля занял прогрессивный знающий свое дело Руди Гарсия со своими методами. Он решил кардинально сменить стиль игры «Лилля», начав строить атакующую команду. Тут-то и пригодились разносторонние таланты Бастоса. Адаптировался он окончательно, что такое атаковать и как атаковать, он знал еще со своих бразильских времен, а тактическую грамотность и строгость получил от Пюэля.
В видоизмененной команде Руди Гарсии Бастос стал настоящим лидером, что сублимировалось в целую россыпь умопомрачительных голов, в фееричной игре. «Лилль» удивил своим преображением многих, а Бастос — всех. Он пропустил лишь одну встречу чемпионата, забил 14 голов (в середине сезона отличался пять раз подряд), отдал 13 результативных передач, выразив себя еще и превосходным ассистентом — вот что значит изменить стиль команды в сторону комбинационности. Такая игра бразильца стала откровением, он вошел в символическую сборную чемпионата, а в номинации на лучшего игрока Франции уступил лишь еще более фееричному Гуркюффу из того шикарного чемпионского «Бордо».
По словам Мишела, тогда его мечта сбылась. Он понял, что получил известность и стал объектом внимания скаутов ведущих европейских клубов — прямо как в сказке. Самыми активными среди потенциальных покупателей стали «Бавария» и «Лион». Оба клуба перестраивались, оба видели в Бастосе реальное усиление игры. Но Мишел вспомнил, как трудно ему давались перемены, вспомнил своего первого тренера в «Лилле», который «рулил» «Лионом», и решил не перебираться в другой чемпионат, проверить себя в более именитом клубе, но внутри Франции, узнать — всплеск ли это случайный или итог закономерного развития, получить новый вызов. «Лилль» при этом очень неплохо подзаработал, выручив за Бастоса 18 миллионов евро, что в шесть раз больше потраченной на Мишела суммы.
В «Лионе» он не потерялся. «Ткачи» активно используют в своей схеме вингеров, потому для бразильца всегда находилось место слева или справа. В новой команде он успел довольно быстро забить свой первый гол — в квалификации к основному раунду Лиги чемпионов на его счету третий мяч в ворота «Андерлехта» (5:1). В общем за сезон в футболке «Лиона» на поле Бастос появлялся в различных турнирах 47 раз, забил 15 голов и отдал 5 результативных передач. Словом, показал себя на достаточно высоком уровне в условиях усилившейся конкуренции.
Можно констатировать, что такая его игра стала подтверждением выхода Мишела на новый уровень профессионализма. Не хватало ему, пожалуй, только успехов на уровне сборной. И вот — блестящий шанс. В национальной команде ему довелось дебютировать лишь в октябре 2009-го года. Но это лишний раз доказало, что Мишел совершил шаг вперед на ступень. Причем, Дунга изобрел интересный вариант. Если Пюэль и Гарсия видели в Бастосе исключительно вингера (правого или левого — безразлично), то наставник бразильцев рассматривает Мишела в качестве левого защитника. Вернее будет сказать, латераля, который успешно покрывает всю бровку, развязывая ноги стоящему выше Робиньо, который может «рисовать» на поле что угодно, смещаясь по фронту — такую схему на левом краю накануне Чемпионата мира практиковал Дунга, думается, такой она и будет на самом Мундиале. Выглядит подобная связка перспективно. Бастоса он предпочел Максвеллу, Андре Сантосу, Марсело, Клеберу. Довольно интересная практика, если учесть «родную» позицию лионца. Похожая ситуация, как помните, приключилась с Жирковым.
Бастос уже начал оправдывать такое свое назначение, отметившись первым голом за сборную в товарищеском матче с Зимбабве. Конечно, не Бог весть какой соперник, но удар Мишела мог бы повергнуть в шок и заставить капитулировать любого стража ворот — пушечный «бабах» метров с 25-ти едва ли кто-то остановил бы. Вот мы и перешли к игровым характеристикам Мишела. В чем тактическая и схематическая «соль» такого расположения понятно — это помогает насытить атакующий потенциал команды. Технически Бастос способен справляться с этой задачей — он здорово видит поле, умеет читать игру, обладает высокой скоростью и точным пасом на разные расстояния. Да, он может допустить позиционные оплошности в обороне, но для этого есть центральный защитник, который «подчистит», да и скорость вкупе с самоотверженностью не позволят любому неприятелю свободно разгуливать по флангу Мишела. Таким образом, в защите он справиться готов.
А вот в подключениях к атаке он ощущает себя погруженным в родную стихию — могучий точный удар с любого расстояния и с любого угла — его конек, он не передерживает мяч и способен быстро транспортировать его через все линии, как в своих ногах, так и посредством дальнего перевода. С Робиньо их дуэт видится перспективным. Бастос наверняка будет отыгрываться в стенку, идти в штрафную, бить из умопомрачительных позиций, сходу, скорость принятия решений, кстати, у него тоже отменная.
Что может стать минусом? Ну, уже упомянутая слабость в позиционной обороне (хоть и не фатальная), а также недостаточный опыт игры на этой позиции, на уровне сборной. В любом случае, плюсов гораздо больше и все они весомее, посему мы имеем превосходный шанс стать свидетелями вспышки новой звезды Мундиаля, Бастос для этого достаточно ярок. Его история доказывает, что человек может изменить характер, может изменить судьбу, даже если провалит первую попытку. Больше таких ошибок Мишел наверняка не совершит, он способен свой природный талант и мастерство заставить сделать его знаменитым и на таком уважаемом форуме, тем самым исполнить свою главную мечту сполна.