Словосочетание «Приключения итальянцев в России» более привычно слуху благодаря советскому кинематографу, однако на фоне слухов об интересе «Лацио» к Федору Смолову «Соккер.ру» с любопытством изучает вояжи наших соотечественников на Апеннины.
Игорь Добровольский («Дженоа»)
Во времена СССР о таком задумываться не приходилось, но сейчас Игоря Ивановича вполне можно назвать человеком трех наций: он родился в Одессе, детство и юность провел в Тирасполе, а в зрелом возрасте выступал за сборную России. И в Европу в 1990 году Добровольский уезжал из московского «Динамо» после четырех славных лет. Талантливый полузащитник подписал контракт с «Дженоа», но генуэзцы сначала не смогли заявить Игоря из-за бюрократических формальностей, потом он не вписался в лимит на легионеров. Пришлось поиграть по арендам в испанском «Кастельоне» и швейцарском «Серветте», а когда все-таки выпала возможность полноценно присоединиться к «Дженоа» — удача отвернулась. Тяжелая травма, смена тренера и уход в «Марсель». Карьера Добровольского в Италии не сложилась.
Андрей Канчельскис («Фиорентина»)
Еще один интернациональный футболист с опытом выступлений за сборную России больше известен как игрок английских клубов, в частности, «Манчестер Юнайтед» времен первого расцвета под руководством сэра Алекса Фергюсона. В 1997 году «Фиорентина» приглашала Канчельскиса уже в статусе известного и именитого игрока, «фиалки» выложили за вингера 8 миллионов фунтов – рекордная на тот момент сумма для игрока с российским паспортом. Нельзя сказать, что Андрей оправдал ожидания, ведь за полтора года он провел только 26 встреч и забил 2 мяча. Подвели травмы, да и английский стиль футбола ему подходил гораздо лучше итальянского.
Игорь Шалимов («Фоджа», «Интер», «Удинезе», «Болонья», «Наполи»)
А вот у Шалимова есть в карьере яркие итальянские странички. Из московского «Спартака» он переехал в «Фоджу», где после первого же удачного сезона был признан лучшим иностранцем в Серии A и получил предложение от «Интера». В великом миланском клубе сходу заиграл в основе и результативно провел первую кампанию, однако впоследствии пал жертвой лимита на легионеров, так как «нерадзурри» приобрели Денниса Бергкампа и Вима Йонка. Игорь поехал по арендам, а впоследствии перебрался в «Болонью», где пробился в основной состав, но был остановлен разрывом крестообразных связок. Последним клубом Шалимова был «Наполи», где полузащитник и завершил карьеру после скандала и обвинений в применении допинга.
Андрей Талалаев («Тревизо»)
Ныне известный футбольный эксперт и тренер Андрей Талалаев в свое время тоже наведывался в Италию, правда, это было очень короткое путешествие, причем не в элитный дивизион, а в Серию B. Как бы то ни было, Талалаев даже голом сумел отметиться в поединке с «Реджиной». Есть даже видео подвига.
Игорь Симутенков («Реджана», «Болонья»)
Симутенков из России уехал в «Реджану», которая во время его выступлений была командой-лифтом, так что Игорю посчастливилось поиграть в обоих сильнейших итальянских дивизионах. Летом 1998 года Симутенков перебрался в «Болонью», где стал одноклубником и партнером по линии атаки своего тезки Колыванова, однако частые травмы не позволили нападающему раскрыться в полной мере, и уже через год он решил сменить Италию на Испанию.
Игорь Колыванов («Фоджа», «Болонья»)
Колыванов в начале своей итальянской карьеры поиграл за «Фоджу» с Шалимовым, а позже, как сказано выше, встретился с Симутенковым в «Болонье». Игорь провел десять лет в Италии без перерыва, он самый стабильный наш итальянский «десантник», а если бы в 1994 году не получил тяжелую травму (разрыв крестообразных связок), то мог бы рассчитывать на переход в именитые клубы. Колыванов отыграл за клубы с Апеннин порядка двух сотен встреч, а в «Фодже» даже удостоился капитанской повязки. Памятен поединок сезона 1994-1995: в рамках Серии A «Реджана» и «Фоджа» сыграли вничью 1:1, а забивали в тот вечер только россияне – Симутенков и Колыванов.
Дмитрий Аленичев («Рома», «Перуджа»)
В 1998 году Аленичев перешел в «Рому» в статусе одного из лучших отечественных игроков, причем «волки» заплатили 8 миллионов долларов, по тем временам фантастическую сумму для российского футбола. В «Роме» у Дмитрия не задалось сразу – во-первых, сказались уровень и стиль итальянского первенства, в котором техничный россиянин себя найти не смог, во-вторых, конкуренция в римском клубе была бешеная. Вскоре тренерский мостик покинул Земан, а в идеалы Фабио Капелло россиянин априори не вписывался. Последовала аренда в «Перуджу», где Аленичев играл регулярно, а после он окончательно ушел в «Порту», о чем потом ни разу не пожалел. Итальянский отрезок в его карьере получился непродолжительным и неоднозначным. А ведь бывало, что сам Император носил Дмитрия на руках.
Омари Тетрадзе («Рома»)
Тетрадзе тоже пробовал свои силы в «Роме», где оказался еще раньше Аленичева, однако и в его карьеру вмешались травмы, не позволившие достойно ответить на главный вызов в карьере. Полтора десятка матчей за два года – это явно не то, на что рассчитывал Омари, подписывая контракт с «волками».
Руслан Нигматуллин («Верона», «Салернитана»)
Нигматуллин был лучшим вратарем России и высоко котировался в Европе, когда решился на трансфер в «Верону». Кто бы тогда мог подумать, что переезд в Италию принесет одни разочарования и станет началом конца славной карьеры, только вышедшей на свой пик. Руслан оказался в роли резервиста, подменяя Фабрицио Феррона, за полгода растерял форму, и когда приехал в ЦСКА, уже не напоминал себя прежнего. Нигматуллин из принципа решил дать себе второй шанс на покорение Италии, но и в «Салернитане» из Серии B он не стал героем, а клуб даже не приблизился к амбициозным задачам. После второго возвращения с Апеннин Руслан уже не играл, а доигрывал.
Виктор Будянский («Ювентус», «Реджина», «Асколи», «Авеллино», «Удинезе», «Лечче»)
Последний россиянин в Италии и самый загадочный. В 17 лет Будянский был приглашен в туринский «Ювентус», выступал за юношеские и молодежные команды «Старой Синьоры», имел на своем счету даже два матча в составе главной дружины «бьянконери». Потом были аренды и попытка набраться опыта, а сезон 2006/2007 в «Асколи» получился многообещающим: Виктор сыграл 31 матч, трижды отличился голами, получил вызов в сборную России от Гуса Хиддинка и перебрался в «Удинезе». Впрочем, пробиться в состав «зебр» не удалось, состоялась аренда в «Лечче», вояж в Химки, тяжелая травма голеностопа и неудачная операция. Как следствие – завершение карьеры в 27 лет.