«Соккер.ру» рассказывает истории футболистов, которые были участниками Великой Отечественной, ведь они помогли понять, что лучшая война – та, которой удалось избежать.
Владимир Савдунин (СССР)
В советской и британской армиях было немало футболистов, деды прошли через ад. И хотя часть игроков работали на заводах, ужасы войны пережили все. Ковровая бомбардировка города тех лет – копия передовой, только мирное население не может отстреливаться. У солдата риск погибнуть выше, но в блокадном городе пухли с голоду. Все сражались, как могли. А кто из футболистов был моложе, легко мог попасть на фронт.
Владимир Григорьевич Савдунин, как юный и талантливый футболист, имел «бронь» — мог работать на заводе. Но в неполные восемнадцать пошел добровольцем на фронт. Оказался в пехотном училище, через полгода – в боях под Харьковом в разведывательной роте, до этого направили в экипаж танка. Девятнадцатилетний солдат Савдунин оказался невероятно смелым. Например, полез в студеную воду, вытащил танкиста подорванного экипажа, хотя рисковал утонуть.
Потом взял «языка» и тащил раненого немца через линию фронта. Владимир Савдунин получил четыре боевые награды, был ранен в 44-м в Румынии, где и закончил войну по приказу врачей – комиссовали. После восстановления вернулся к футболу, за московское «Динамо» сыграл две с половиной сотни матчей. За одиннадцать сезонов десять раз был с медалями, четыре раза – чемпионом. В футбол играл в защите, а зимой был нападающим в хоккее с мячом и тогда брал «золото».
Его «Динамо» ездило в знаменитое турне по Великобритании, но молодой Савдунин не играл, хотя был в заявке. Зато позже вдоволь насобирал титулов. После завершения карьеры четверть века работал дипломатическим курьером МИД, и мог шутить о Штирлице – бывший разведчик облетел весь мир, перевозя важные документы. Умер в возрасте 84 лет в 2008. Учитывая, что моложе него участников Великой Отечественной войны тяжело найти, советских фронтовиков осталось мало. И важно не забывать тех, кто умел защищаться не только на футбольном поле.
Конечно, мы рассказывали и вспоминали о других героях тех лет. Савдунин – лишь очень яркий символический пример. Но были герои из «Спартака», ЦСКА, «Зенита», луганской «Зари», донецкого «Шахтера». Киевского, минского и московского «Динамо», многих других клубов. Пусть прошло слишком много лет, чтобы народ помнил их игру или имена, но фронтовые товарищи футболистов порой живы. Нельзя забывать, что послевоенные поколения ценили мир с поговоркой «лишь бы не было войны».
Фрэнк Борги (США)
Перемещаемся за океан, ведь бомбардировка Перл-Харбор – одно из самых глупых решений нацистов. Японцы и немцы задели оправившееся от экономической депрессии население США. Американцы поддержали ленд-лиз – официальные поставки помощи союзникам на сумму свыше 650 миллиардов долларов при переводе на современные деньги. Серьезно помогли, особенно британцам – заметно усилили боеспособность армии Черчилля. А позже союзники организовали высадку в Нормандии.
И к кровавой операции присоединился уроженец Сент-Луиса – молодой парень Фрэнк Борги. Он станет народным героем из-за футбола после Второй мировой, а на фронт отправился в качестве юного полевого врача-медбрата. Причем его, как и Савдунина, никто не звал – рожден в 1925-м году. Но если хотите понять, каково было восемнадцатилетнему парню на поле боя – посмотрите новый фильм Мела Гибсона «По соображениям совести» о той войне.
Борги участвовал в Битве при Балге, потом в марте 1945-го в боях за мост Людендорфа в Германии – важную артерию для союзников, которые вышибали немцев из стран Западной Европы, пока советские войска побеждали на Востоке. У Фрэнка, к слову, две боевые награды, в том числе «Пурпурное сердце» — а это значит, что у Борги было ранение в бою. В результате он даже одним из героев фильма стал, правда, уже из-за футбола. Фанат «Спартака» Джерард Батлер сыграл его в картине «Игра их жизней».
Рослый итало-американец спас много жизней в Европе, вернулся домой и начал играть в бейсбол. Но зимой в межсезонье становился в футбольные ворота. Оказалось, есть талант, хотя Борги не умел играть ногами – брезговал, считал извращением. Зато руками махал прекрасно, реакцией радовал. В итоге стал главным героем великого матча в Белу-Оризонти на ЧМ-50, когда заносчивые англичане не смогли пробить Фрэнка и сборную США, сенсационно проиграли 1:0. Борги победил немцев на поле боя, победил грозных англичан в футболе. Позже работал тренером, основал похоронное бюро и дожил до 89-ти лет – мощный старик!
Берт Траутманн (Германия-Великобритания)
В войне, как в футболе, были не только те, кто праздновал Победу, но и те, кто проиграл. И одна немецкая история заслуживает внимания, ведь авантюрная и футбольная. Как и будущий капитан чемпионов мира 1954 года Фриц Вальтер, молодой футболист Берт угодил в немецкую армию. Траутманн мечтал стать звездой спорта, играл инсайдом в родном Бремене, но попал в люфтваффе.
Возможно, воевал против прадедов автора этих строк, поскольку все четверо были на Восточном фронте, как и Берт, только с другой стороны баррикад. И хотя Траутманн зарабатывал боевые награды, никогда особо не верил нацистам, даже будучи призванным парашютистом. Отсюда и сдачи в плен – сражаться до смерти, как в кино, не спешил. Правда, Берт был хитрым жуком. Шустро бежал из плена после того, как попал в переделку под Запорожьем. И после восточных сражений отправился на другой край Европы.
На Западном фронте без перемен – британцы пригласили на чашечку чая, снова взяли в плен. Причем оцените, какой везучий дед, из его полка выжило примерно 6 % солдат. Молодой парень в лагере для военнопленных играл в футбол, и когда получил травму – оказался в воротах. После освобождения в Германию возвращаться не захотел, стал фермером в Англии, развлекался футболом и тащил невероятные мячи. В 1949-м году его почти без профессиональной подготовки купили в «Манчестер Сити». Так родилась легенда – «фриц» с боевыми ранениям в воротах «горожан».
Правда, поначалу фанаты устраивали акции протеста – нельзя немца брать. Но за парня вступился раввин Манчестера. Разумеется, в первых сезонах Берта на матчах приветствовали нацистским лозунгом, в него плевали на улице, но Траутманн спокойно на все это смотрел. Ведь хорошо играл в воротах и стал героем финала Кубка Англии в 1956-м году. «Сити» сражался против «Бирмингема», вел 3:1, а под конец матча Траутманну сломали шею. На награждение Берт шел, потирая затылок, его заметно шатало на последних минутах поединка, но публика подбадривала одного из героев матча.
Говорят, Траутманн стал первым немцем, который удостоился после войны аудиенции у королевы Елизаветы Второй. Правда, не помнил деталей – со смещенными шейными позвонками боль адская. Но Берт оказался крепким, играл еще много лет. А в прощальном матче полный стадион устроил ему теплое прощание – немца приняли. Траутманн рассуждал здраво, в любой войне нужно уметь адекватно оценить разницу между сторонами и понять, кто на кого напал и кто изначально виноват в развязывании войны. Ведь Траутманн точно слышал трагическую историю Юлиуса Хирша – чемпиона Германии по футболу, который считал себя патриотом.
Когда евреям запретили быть членами футбольных клубов, Юлиус писал гневные письма об ошибке. К сожалению, первый семит в истории немецкой сборной и участник Первой мировой от безысходности вернулся в Германию из эмиграции в сороковых. Не мог найти работу, переживал из-за жены и детей, буквально сходил с ума – попал в лечебницу. Родные успели сменить фамилию и спаслись, а Хирша, невзирая на известность, депортировали в Аушвиц, где Юлиус погиб. Немецкий футбольный союз учредил специальную премию его имени только в 2005-м, а вот старина Берт за год до этого стал офицером ордена Британской империи. Умер Траутманн в 2013-м в Валенсии, где проживал на старости. Немецкий солдат стал легендарным голкипером «Манчестер Сити» и всего английского футбола — удивительно.
Боб Пейсли (Великобритания)
Все участники списка примерно одного возраста и начали серьезно играть в футбол уже после фронта. Но были на войне не только юные герои. Пейсли на пару лет старше, чем эта тройка, но заслужил право представлять Великобританию в списке. Еще до войны выступал за «Ливерпуль» пару лет обороне, а сразу после фронта стал чемпионом Англии в 1947-м году. Пейсли знают, как великого тренера, а молодым вместе с другими уроженцами Ливерпуля воевал с нацистами. Сначала в артиллерии, где его часть потерпела разгром от японцев, потом – в Египте. Снова были разбиты, и лишь ближе к победе Пейсли впервые оказался в Италии – освободил Сицилию и центр страны.
Затем играл, тренировал, но войну не забывал. Боб уже завершил карьеру тренера, когда «Ливерпуль» вышел в финал Кубка чемпионов и обыграл «Рому» в серии пенальти. После римской победы Пейсли выступил в своем духе: «Я был вторым трезвым в Риме в этот вечер после Папы Римского. Хотел максимально точно запомнить каждое мгновение и сумасшедшее счастье, похожее на то, что я испытал, когда въехал в Вечный город на броне танка». Пейсли умел сказать и победить! Выигрывал Кубок чемпионов три раза как тренер, шесть раз стал чемпионом Англии с «Ливерпулем», взял Кубок УЕФА и стал легендой. В дерби, например, порой 5:0 побеждал:
Как Черчилль всегда любил насмехаться над немецкими и итальянскими поражениями в футболе, так и Пейсли пару раз не удержался. Подколол итальянцев, которых бил как союзников немцев в годы войны, а потом радовался, когда англичане обыгрывали их в футболе. Благодаря легендам из Москвы, Сент-Луиса, Ливерпуля и других городов по всему миру в дни памяти солдат и празднования Победы полезно не забывать о ценности мира. Фронтовикам – почтение и вечная память. Войнам нет, футболу – да, ведь он принес счастье смелым участникам большой войны уже после ее завершения.
Всех с днем Победы!
Всех с днем Победы!