Нигде история, политика и религия так не переплелись с футболом, как в Глазго. Ни одно противостояние в мире не имеет столь привлекательной, и, в то же время, уродливой составляющей, как в Старой Фирме. Больше – в материале «Соккер.ру»
Разобраться в мировой истории – что к чему, кто прав, а кто виноват – зачастую невероятно сложно, порой и вовсе невозможно. Но, не познакомившись с ней хотя бы поверхностно, понять, что к чему в Олд Фирм не получится. А значит, и не поймём по-настоящему, что это противостояние значит для игроков, а особенно для болельщиков обоих клубов. Соперничество двух главных клубов Шотландии – гораздо больше, нежели простое спортивное противостояние двух клубов из одного города, тут замешаны национальные, политические и религиозные составляющие. Хотя стоит быть честным и признать – спортивная часть тоже далеко не на последнем месте, но всё же…
Разобраться в мировой истории – что к чему, кто прав, а кто виноват – зачастую невероятно сложно, порой и вовсе невозможно. Но, не познакомившись с ней хотя бы поверхностно, понять, что к чему в Олд Фирм не получится. А значит, и не поймём по-настоящему, что это противостояние значит для игроков, а особенно для болельщиков обоих клубов. Соперничество двух главных клубов Шотландии – гораздо больше, нежели простое спортивное противостояние двух клубов из одного города, тут замешаны национальные, политические и религиозные составляющие. Хотя стоит быть честным и признать – спортивная часть тоже далеко не на последнем месте, но всё же…
Что же из себя представляет болельщик «Селтика» в общем представлении? Это католик, республиканец или националист, что в данном случае почто одно и тоже, сторонник объединения Ирландии и противник британского Империализма. Болельщик «Рейнджерса», в свою очередь, это протестант, лояльно относящийся к союзу Шотландии с Великобританией, и гордо позиционирующий себя британцем.
Для того чтобы понять, что же привело к подобному разделению, необходимо будет всё же оглянуться в далёкое прошлое и там попытаться найти ответы на вопрос о составляющей ненависти в Олд Фирм, и этот поиск приведёт нас ни куда-нибудь, а в Северную Ирландию. Эта часть территории изначально вела сильное сопротивление английскому правлению в Ирландии, еще задолго до того как север острова заселили английские и шотландские переселенцы. Северную Ирландию можно даже назвать сердцем националистического движения за независимость ирландцев, которое развернулось в конце 16-го века, как бы странно это не звучало сейчас или в прошлом столетии.
Так вот, Северная Ирландия оставалась оплотом ирландского сопротивления англичанам, пока в1691-м году Лондон окончательно не установил свою политическую, экономическую, социальную и религиозную власть в Ирландии. Англичане и шотландцы стали массово заселять шесть северных округов Ирландии, и постепенно стали там этническим большинством, будучи при этом протестантами и имели привилегии над местным населением, которое, как известно, было в своём большинстве католиками. Такое положение дел не могло не сказываться негативно на взаимоотношениях между вновь прибывшими и туземцами, внутреннее напряжение постоянно накалялось и спустя 100 лет привело к ирландскому восстанию, подавление которого у британцев заняло несколько месяцев. В это время на территории, охваченной восстанием велась религиозная резня как с одной стороны, так и с другой. Это было страшное и «муторное» время для всех.
В том числе и для того, чтобы привнести в регион спокойствие, в 1800-м году Британская Империя была преобразована в Соединенное Королевство Великобритании и Ирландии с главным центром в Лондоне. Но ирландцы хотели полной автономии, которой разжиться им удалось лишь в начале 20-го века. Но вот и тут не пошло всё гладко. Северная Ирландия ни в какую не хотела подчиняться католической Ирландии. Для защиты своих интересов протестантами была создана собственная внутренняя армия, получившая название Ольстерские Добровольцы. Это неминуемо вело к гражданской войне, которую смогла предотвратить лишь начавшаяся Первая Мировая Война.
Но проблема не была решена и она обострилась в начала 1919-го, когда британское правительство вынуждено было прийти на помощь свои гражданам на севере Ирландии и ввести свои войска. Таким образом, через год было принято решение о создании двух независимых Парламентов в Ирландии – один на юге для республики Ирландии, а второй для шести северных округов, где большинство было за Лоялистами, желавшими остаться частью Великобритании. Это привело к тому, что Ирландия начала сразу две войны, одну террористическую с британцами, а вторую с протестантами на севере.
В середине 60-х годов 20-го века в регионе сложилась полувоенная обстановка, угроза насилия и убийства стала ежедневной обыденностью для жителей Северной Ирландии. За 30 лет было убито около 4000 человек и в большинстве случаях ответственность за убийства несли республиканцы.
Но вернёмся к футболу, в конце 18-го, начале 19-го веков Ирландия полностью погрузилась в экономический кризис, в результате чего безработица достигла угрожающих размеров, а в некоторые регионы даже страдали от голода. Такая безысходность вынудила большое количество ирландцев в поисках лучшей доли эмигрировать в Шотландию, и многие из них осели как раз в восточной части Глазго. Там же в 1888-м году и был образован футбольный клуб «Селтик» как «ирландский клуб для ирландцев» по образу и подобию клуба «Хайберниан», который появился ранее в Эдинбурге. Одной из целей клуба было также облегчить тяжёлую жизнь ирландцев города. Напротив же, футбольный клуб «Рейнджерс» был основан 1873-м году и никакого этнического или религиозного, или какого либо другого подтекста в своём образовании не имел. Единственной целью «Джерс» было играть в футбол.
Изначально между клубами не было абсолютно никакой вражды. Это было дружелюбным соперничеством, а термин «Олд Фирм» обозначал дух товарищества, которым клубы наслаждались в первые годы своего совместного существования. Но со временем «Селтик» превратился в один из символов Ирландии не только для ирландцев в Глазго или в Шотландии, но и в самой Ирландии, а сами болельщики стали позиционировать себя республиканцами, поддерживающими во время матчей своими песнями ирландцев ведущих борьбу с британцами. В то время как «Рейнджерс» даже тогда всё ещё не имел религиозной или этнической окраски.
Противостояние протестантов и католиков в футболе появилось чуть позже, по всей видимости, возникло оно на почве обычного неприятия позиции клуба-соперника. Большинство в Глазго, естественно, всегда было за Лоялистами, так сложилось исторически, и если уж появилась сила католического толка, то ей необходимо было дать ответ. А, возможно, сильно ярко выраженная католическая и проирландская позиция фанов «Селтика» сделал их лёгким объектом для насмешек со стороны «Джерс», и насмешки эти, как можно предположить, были явно протестантского толка. Так или иначе, но вековое противостояние католиков и протестантов постепенно перешло и на футбол, и положили начало этому именно «Кельты». Как же это всё-таки противно, когда политика смешивается с футболом, а иногда, даже, отодвигает его на второй план, но таковы реалии, и с этим приходится мириться.
Да, теперь «Кельтов» часто обвиняют в поддержке терроризма и расизма, в ответ же «Джерси» слышат упрёки в нацизме и империализме. Олд Фирм перестала быть дружественным дерби, но стала жёсткой, порой жестокой ненавистью одних другими. Оба клуба не раз предпринимали попытки уйти от этого, потушить огонь войны, но делали это довольно вяло, и никаких положительных последствий их действия не возымели.
Справедливости ради, всё же стоит отметить, что сегодня отношения в Олд Фирм уже не так враждебны, как были во второй половине 20-го века. «Селтик», точно так же как и «Рейнджерс» имеют в достаточном количестве сторонников, которым чужды как религия, так и национальные распри с противостоянием Ирландии с Великобританией. Да и многие болельщики клубов являются большими друзьями по жизни, предпочитающие не пересекаться друг с другом лишь в день матча.
Но, тем не менее, та вражда, которая была посеяна на островах в 17-м столетии, для многих жива и поныне, для них, крайне настроенных фанов, Олд Фирм во многом воспринимается именно через эту призму. Это некрасивая и уродливая сторона шотландского футбола зачастую играет против самих же глазговианских клубов, мешая обычным болельщикам, в том числе болельщикам «Селтика» и «Рейнджерс», наслаждаться футболом и мирным общением.
В этом и есть весь Олд Фирм, симпатичный и уродливый, красивый и ужасный, добрый и жестокий, объединяющий и разделяющий, мультинациональный и, в то же время националистичный, религиозный, пропитанный политикой и аполитичный одновременно. Это самое принципиальное противостояние Великобритании и всего мира. Это захватывающий футбол и гордость Шотландии. Это Старая Фирма!