В воскресенье в Санкт-Петербурге стартует очередной Кубок Содружества, на котором нашу страну будет представлять команда под руководством Николая Писарева, составленная из игроков не старше 1995 года рождения. «Соккер.ру» окунается в дебри вырождающегося турнира.
В последние годы январский турнир, традиционно проходящий в российских манежах, заметно утратил в популярности, а из названия исчезло важное слово, стоявшее между двумя оставшимися в строю. Кубок чемпионов Содружества – под таким названием соревнование взяло старт в 1993 году, планировалось, что принимать в нем участие будут сильнейшие команды СНГ и стран Балтии, а проходить турнир будет поочередно во всех республиках бывшего СССР. За 23 года существования география состязания ограничивается Москвой и Санкт-Петербургом, и вряд ли что-то изменится в обозримом будущем. Несмотря на отказ украинских клубов принять участие в первых двух розыгрышах, турнир мог потягаться по популярности с чемпионатом России, ведь ностальгические настроения все еще были очень сильны. Золотая эпоха Кубка Содружества пришлась на вторую половину 90-х годов, когда в решающем матче три года подряд сходились киевское «Динамо» и московский «Спартак», а на поле блистали такие мастера, как Андрей Шевченко, Егор Титов, Андрей Тихонов, Каха Каладзе, Дмитрий Аленичев и многие другие.
Однако расцвет длился недолго, особенно остро всегда стоял вопрос проведения матчей на искусственных газонах, что повышало риск получения игроками повреждений, тем более в первых числах января команды СНГ и стран Балтии только выходят из отпусков. Сказывался разрыв в классе между представителями разных стран, зритель стал не столь трепетно относиться к постсоветскому футболу, участники не считали зазорным присылать вторые и даже третьи составы, и даже учрежденный приз победителю в размере одного миллиона долларов США не вызвал поднятия уровня соревнования. Так бы турнир и умер тихой старушечьей смертью, но в 2012 году было решено кардинально перекроить состав участников: вместо клубов молодежные сборные U-21, а местом проведения окончательно стал Санкт-Петербург. Состоялась парочка мощных финалов между сборными России и Украины, но в прошлом году в решающем матче играли команды ЮАР и Финляндии, благодарно принявшие приглашения. Выиграли африканцы. Это Кубок Содружества, детки!
В этом году экзотических участников не будет, зато и состав участников самый бедный – всего восемь команд, поделенных на две группы. В квартете «A» сразятся между собой Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Молдова, а компанию России в группе «B» составят Таджикистан, Эстония и Латвия. Но все бы еще ничего, если бы эти сборные могли себе позволить оптимальные составы. В середине января большинство игроков находятся на сборах со своими клубами, ведут планомерную подготовку к сезону и бьются за место в составах своих команд. И это логично – кто захочет приезжать после отпуска в пустые манежи, чтобы рисковать здоровьем на искусственном покрытии, играя против сомнительных противников на сомнительном турнире. Нет, конечно же, прекрасно любое соревнование, но нужно знать время и место, чтобы от него был толк, а Кубок Содружества пребывает в состоянии искусственной комы, пульс нитевидный, первичных признаков жизни нет, как нет достойных участников, хоть какого-нибудь статуса и интереса зрителей. Не лучше ли вместо бессмысленной вечеринки, рудиментарной жертвы на алтарь покрывшейся пылью эпохи, пустить потраченные деньги на помощь независимым детским футбольным секциям?
На самом деле, гораздо интереснее будет посмотреть контрольные матчи российских клубов на сборах, нежели трансляции из Санкт-Петербурга. Кто не согласен – пусть первым бросит в меня камень. Организаторы отказываются комментировать состав участников и бросаются популистскими лозунгами – мол, ждут интересной игры, большого количества зрителей. Хвастаются всеми созданными для этого условиями. В этом сомнений нет, но ведь условия тоже стоят денег, а насколько рентабелен такой турнир во время кризиса? Об этом кто-нибудь подумал? Даже Николай Писарев, вернувшийся к работе с молодежной сборной России, не особенно разделяет энтузиазм ораторов из оргкомитета, хотя ему сейчас как раз важно себя показать, чтобы официально сменить статус временного наставника на знакомую должность.
Николай Николаевич не стал юлить и признался, что оптимальный состав собрать не удалось. Более того, обозначил цифру: 24 игрока из числа кандидатов в молодежную сборную не примут участия в Кубке Содружества, они заняты в своих клубах. Другими словами, имеем дело с третьим составом молодежки, с возможностями которого не знаком даже тренер, ведь Писарев затруднился даже выделить ребят, за которыми стоит пристально последить. Это о многом говорит. Понятно, что команды нет, есть набор игроков, в других сборных ситуация, понятно, схожая. Хорошо будет, если хотя бы один-два человека из малоизвестных ребят, вызванных в сборную России, как-то заявят о себе на турнире, попадут на карандаш к селекционерам клубов РФПЛ. Но самое главное пожелание – обойтись без травм, ведь уже несем потери – выбыл из строя защитник Антон Иванов, тренерский штаб судорожно подыскивает ему замену. Таков он ныне, великий и ужасный Кубок Содружества.
Ну так проводить то его надо где-то на юге. Всяко, в Казахстане или Таджикистане найдётся место потеплее.
Ну так проводить то его надо где-то на юге. Всяко, в Казахстане или Таджикистане найдётся место потеплее.
Сколько помню, начал следить за ним с 2004-го и ни разу за все время не было интересных матчей с серьезными составами. Все время какая-то молодежка против любителей, под вывеской серьезных коллективов.
Сколько помню, начал следить за ним с 2004-го и ни разу за все время не было интересных матчей с серьезными составами. Все время какая-то молодежка против любителей, под вывеской серьезных коллективов.
Смею предположить,что интерес к нему будет меньше,чем к мемориалу Валентина Гранаткина(хотя и там был пустой стадион).
Смею предположить,что интерес к нему будет меньше,чем к мемориалу Валентина Гранаткина(хотя и там был пустой стадион).