Расистский скандал в РПЛ закончился, едва начавшись. И, кажется, решение не стало радикальным ни для одной из сторон. «Соккер.ру» — о вердикте Комитета по этике РФС.
Что случилось?
Нападающий «Урала» Павел Погребняк, соскучившись по вниманию к своей персоне, не нашел лучше способа его привлечь, чем бросить расистскую реплику в одном из интервью. Причем Павел человек не особо разговорчивый. Но ему хватило всего нескольких слов, чтобы поднялась большая волна: «Смешно, когда темнокожий игрок выступает за сборную России».
Так Погребняк сказал перед мартовскими матчами российской команды, отреагировав на приглашение в нее натурализованных футболистов. Мы еще в первом материале по этому поводу отмечали, что сложно Павла обвинить в расизме. Он пояснял потом, что играл и с темнокожими, и нормально к ним относится. Погребняк, так сказать, подобрал неподходящую фигуру речи для выражения своего несогласия с натурализацией в принципе.
И Комитету по этике РФС предстояло отделить частное мнение гражданина и футболиста, на которое в принципе право имеем мы все, от признаков расизма. Формально в его словах они есть – пренебрежение к роли того или иного игрока в сборной России только лишь по расовому признаку. И наверняка где-нибудь в Англии Погребняка уже распяли бы.
Мы знаем примеры, когда футболистов в АПЛ дисквалифицировали на несколько матчей за расистские оскорбления соперников. Но являются ли те же Луис Суарес или Джон Терри расистами в классическом смысле слова? Или они просто неудачно проявили свои эмоции, агрессию в отношении противника на поле в запале борьбы? Если условный Суарес назовет соперника идиотом, получит ли он наказание? А если соперник будет темнокожим? Или если Терри назовет какого-нибудь симулянта мартышкой – за ужимки – он будет расистом? И, опять же, если тот будет темнокожим или нет – в чем разница наказаний? Как по-вашему?
Просто ответьте себе на эти вопросы, пользуясь своим опытом наблюдений за футболом. Но одно дело, когда речь об эмоциональных выбросах, кто в запале не говорил глупостей. А другое – когда речь об интервью, где предполагается, что человек осознанно подбирает слова, вполне обдуманно их говорит. Именно поэтому известный комментатор и журналист Василий Уткин предложил наказать Погребняка. Но не за расизм – какой из него расист – а за глупость.
Павел, имея все возможности все обдумать и подобрать слова, даже если имеет такую позицию против натурализации, взял и ляпнул такое, зная об этой охоте в футболе на все, что хоть отдаленно попахивает расизмом. Погребняк должен радоваться, что УЕФА от дела отмахнулся, а ФИФА даже не почесалась. И должен радоваться, что случилось это не перед чемпионатом мира в России, когда каждое движение в подобном стиле рассматривалось под микроскопом уважаемой мировой общественности. Загремел бы по полной. А что мы имеем?
Каков вердикт?
Комитет по этике РФС все сделал быстро, получив соответствующее письмо от президента организации Александра Дюкова. После предварительной обработки разносортными мнениями в СМИ решение кажется взвешенным и призванным не побеспокоить серьезно ничьих позиций.
Члены комитета обсудили проблему, выступил сам Павел Погребняк, объяснил свое выступление. Комиссия внимательно отнеслась к его выступлению и приняла следующее решение — применить к футболисту Погребняку санкцию в виде штрафа в размере 250 тыс. рублей и условную дисквалификацию до конца сезона-2018/19 во всех турнирах под эгидой РФС. Павел имеет право в течение трех дней подать апелляцию в соответствующий комитет РФС, по истечении трех дней данное решение вступает в силу.
250 тысяч рублей штрафа и дисквалификация до конца сезона, но условная. Сложно представить, что должно случиться, чтобы она стала реальной. Наказание гораздо более мягкое, чем было бы где-нибудь в Европе, но достаточно суровое для российских реалий, где в принципе до каких-то санкций редко что-то доходит. Что касается апелляции, то ее ждать не приходится. Сам Погребняк был на этот раз тоже краток:
Никого не хотел обидеть, за свой оборот речи приношу извинения. Решение РФС принимаю.
«Урал» тоже продемонстрировал полное согласие с вердиктом Комитета по этике:
Мы рады, что ситуация с Погребняком разрешилась таким образом. Он очень важный игрок для нашей команды, хорошо, что нападающий сможет помочь клубу в ближайших матчах. Конечно, эта ситуация повлияла на тренировочный процесс – Павлу пришлось лететь со сборов на Кипре в Москву специально ради заседания комитета по этике. Возвращаясь к теме его слов про темнокожих футболистов, Павел после заседания извинился перед всеми, кого могли обидеть его слова.
Кстати, оперативность и реакцию РФС отметили в организации «Футбол против расизма» (FARE), оценив, что дело не забыли и провели заседание, вынесли вердикт быстро. А каково ваше мнение по поводу развязки этого дела? Справедливо ли такое наказание для Погребняка? Или он заслуживал более сурового отношения?
P/S: Всё, что сказал Погреб, можно было подать в другой форме, и никто бы не придрался.
P/S: Всё, что сказал Погреб, можно было подать в другой форме, и никто бы не придрался.