В высшей футбольной лиге ни одного финансово стабильного клуба.
В РПЛ убытки можно перекрыть только из бюджета страны
В международном футболе убытки клуба за конкретный год – нормальное явление, часть процесса. Все наслышаны о долгах ведущих клубов мира. На определенном этапе «Барселона» должна была миллиард евро. У «Ювентуса» речь шла о 372 млн евро, у «Атлетико» — о 384, у «Интера» — о 461, у «Тоттенхэма» — о 483. Но там всюду есть причины и перестраховка в виде дикого годового оборота.
МЮ с долгами на осень прошлого года в размере 568 млн евро или каталонский клуб – живые проекты, что мечтают о развитии. У них есть ликвидные активы, можно выгрызать премиальные, перестраивать команды. А в РПЛ ни «Зенит» с чистым убытком за 2020-й год в размере 2.35 миллиарда рублей (без малого весь бюджет «Ростова»), ни «Ахмат», попавший под санкции, не могут взять деньги в долг у международных компаний.
В Госдуме на днях обсуждали ряд мер, которые призваны спасти спортивный клуб «Ахмат», частью которого является футбольная команда. А «Тамбов», у которого за 2019 год чистый убыток в 225 миллионов рублей, а за 2020 год – аналогичная сумма, проел плешь в бюджете региона, на территории которого даже не играет.
В чемпионате ни одного финансово стабильного клуба
«Ротор» и «Химки» — юридические лица, что не являются бюджетными организациями, поэтому не сообщили о своих доходах или убытках. Но очевидно, что у новичка лиги, которому запрещали регистрировать футболистов, или у клуба, что набирал народ в аренду, не может быть хорошей прибыли. Ей неоткуда взяться. Или у «Ахмата», ведь американские санкции ударили по финансовой стабильности клуба.
Лишь 5 из 16 команд официально задекларировали прибыль за 2020 год. Первым идет «Рубин», у него самый большой количественный прирост. Годом ранее были в плюсе на 188 миллионов, а сейчас речь о 1.22 млрд рублей. Следом едет «Локомотив», который год назад фиксировал убытки – 116 млн, а теперь сообщил о прибыли в размере 604 млн рублей. Но тут важно понимать источник перемены – Лига чемпионов.
Получив за последние сезоны около 7 миллиардов рублей премиальных, «Локомотив» их успешно проел параллельно с бюджетным финансированием от РЖД. Годовой фонд зарплат в размере 6.1 миллиарда за 2019-й и 5.4 миллиардов за прошлый год съели всё. А «прибыль» «Урала» в размере 174 тысяч рублей обсуждать смешно. Только на зарплаты тратят 729 миллионов, в 4 тысячи раз больше.
Без успехов в еврокубках ситуация заметно ухудшится
Почему «Ахмат» хочет выиграть Кубок России и получить прямую путевку в Лигу Европы? Деньги. Есть не только сугубо спортивные причины, почему в еврокубки в этом сезоне очередь. Возьмите тот же «Локомотив». Их 604 миллиона прибыли, если команда Николича не пройдет квалификацию в групповой этап, превратятся в убытки.
А еврокубки многих спасали. Например, у «Краснодара» в позапрошлом году убытки были в размере почти двух миллиардов. Сейчас, хотя подписывали футболистов и готовились к ЛЧ, вышли на минус 65 миллионов рублей, ведь получили премиальные от УЕФА. Почему надо подстегивать клубы РПЛ к успехам в Европе? В центре мотивации не эфемерный «престиж российского спорта», а практичный вопрос выживания.
Чтобы вырастить Захаряна, Тюкавина и остальных, «Динамо» теоретически может взять деньги у ВТБ. Но пока правила УЕФА запрещают делать это вне рыночных отношений. Поэтому нужны еврокубки, ведь выручка москвичей выросла до 6 миллиардов за 2020 год, а вот общий результат – убыток в 131 миллион. Для развития на поле и для финансовой безопасности важно играть в Европе.
Рекордсмены по убыткам – «Зенит», ЦСКА и «Спартак»
А еще «Сочи». За два года проели на 2 миллиарда рублей больше, чем внесли в строчку «доходы». По лиге видим классическую манипуляцию во имя священных финансовых правил УЕФА – в год пандемии совокупная выручка российских клубов якобы не упала. «Сочи» в 2019-м году сообщил о выручке в размере 448 миллионов, а в прошлом году уже о 1.4 миллиардах. И даже этого мало, чтобы выйти в ноль!
У «Зенита» тоже нет хороших финансовых новостей. Были в плюсе на 547 миллионов (причина в премиальных УЕФА), а теперь имеют убытки в размере 2.3 миллиардов. Переводим с языка денег на язык футбол – прощайтесь с Азмуном, аукнулось подписание Малкома. ЦСКА был в минусе на 700 миллионов, а теперь речь о 2 миллиардах убытков за год. У «Спартака» история аналогичная – 1.9 миллиарда ушли в небытие.
И гарантий, что отыграются в новом европейском сезоне, пока нет. Показательно, что в тройку в РПЛ могут попасть ровно те же клубы, которые возглавляют таблицу убытков. Чиновники РФС и РПЛ никогда не заботились о финансовом развитии лиги, за которую отвечают прямо – Прядкин, или косвенно – на результаты сезона влияют те же арбитры, а они в юрисдикции Дюкова. Вот поэтому формальная выручка 41.2 миллиарда, а на деле значительная часть суммы – казенные деньги из карманов россиян.
Сразу 11.8 миллиардов из выручки записаны на один «Зенит». А вот совокупный чистый убыток всех вместе – 4.88 миллиарда. Это большая сумма для лиги, где 15 клубов генерируют в год менее 30 миллиардов, из которых лишь малая часть – реальные доходы от коммерческой деятельности. Ситуация напряженная. Даже плачевная, поскольку пандемия не позволит сделать рывок в 2021-м – не будет полных трибун в обозримом будущем.
Если суммировать убытки 8 клубов, что их задекларировали, то получается 7.26 миллиардов за год. И это еще УЕФА спасает, ведь за прошлый сезон только «Зенит», «Локомотив» и «Краснодар» получили за выступление в ЛЧ суммарно 87 млн евро. Были также премиальные за ЛЕ, но эти выплаты, скорее всего, сократят. Будут сложные квалификации в Лигу Конференций – туда попадут третий и четвертый клубы РПЛ (прямо сейчас это «Локомотив» и ЦСКА). Но остальные останутся сам на сам с многосторонним финансовым кризисом.
Фанатам надо готовиться, что выжить позволят только дорогостоящие расставания – Азмун, Ларссон, Шиманьски, Влашич и Кварацхелия явные кандидаты в отряд футбольного спасения. Без удачных трансферов вот эти 7 миллиардов не отыграть, ведь казна не бездонная.