Всем слушать Эль Чоло.
Диего Симеоне через пару месяцев отметит 10-ю годовщину своего пребывания на тренерском мостике «Атлетико Мадрид». Легенда «матрасников» дал большое интервью El Pais, а что самое любопытное — отвечал Симеоне на вопросы своего старшего коллеги, Висенте Дель Боске, который в прошлом добился больших побед с мадридским «Реалом» и сборной Испании. Самый сок из увлекательной беседы двух великих тренеров — на «Соккер.ру».
О футболе в своей жизни:
Я благодарен футболу, ведь благодаря ему достиг своего нынешнего положения и известности. В течение многих лет мы с отцом клали футбольный мяч на елку, благодарили прошедший год за все, его он позволил нам достичь, и просили, чтобы мы могли продолжать жить своей страстью. Мне очень нравится то, что я делаю. Я обожаю сталкиваться с трудностями и преодолевать их. Футбол — это отражение жизни, благодаря ему я живу, люблю, путешествую. Моему отцу сейчас 77 лет, но еще три-четыре года назад он выходил на поле. Позже он был тренером своих друзей, а сейчас он занимает должность моего самого большого критика. 95% наших разговоров — о футболе.
О тренерской доле:
Я всегда говорю, что тренеры — не родители для футболистов. Мы можем их направлять, но не можем опекать во всем. Не нужно говорить много слов. Слова ничего не стоят. Их уносит ветер. Тренер играет на других инструментах: жесты, взгляды, действия. Нет лучшего способа продемонстрировать игрокам свой гнев или удовольствие. И этого вполне достаточно, чтобы добиться от них желаемого.
Об «Атлетико»:
Я приехал в «Атлетико» в 1994-м из «Севильи» и с тех пор сердцем всегда был здесь. Для меня было неожиданностью, что люди меня сразу полюбили, хотя я еще ничего им не дал, ничем не запомнился. Мой первый сезон в Мадриде был странным, из-за возникших в команде и клубе трудностей мы боролись за выживание. А на следующий год мы сколотили отличную банду и завоевали «Золотой дубль». Это было нечто. Потом я играл в Италии за «Интер» и «Лацио», но каждый раз, возвращаясь в Испанию, я слышал: «Вот же он, Чоло из „Атлетико“». Люди ассоциировали меня с клубом, я всегда был здесь своим парнем. Из-за этого меня всегда тянуло в «Атлетико». Чувство дома.
Об управлении эмоциями:
Такова жизнь, мы живем в открытом пространстве, где легко копировать то, что мы видим вокруг. Дети видят по телевизору, как злятся их кумиры, а потом повторяют за ними. Взять хотя бы недовольство заменами, оно всегда проявляется одинаково — не пожать руку тренеру, пнуть бутылку… Это вирус, мода. Я не делаю из этого трагедии, но для меня всегда важна причина гнева футболиста. Один может злиться, потому что считает, что мог сделать больше на поле, лучше себя проявить, а другой просто думает: «Этот ублюдок заменил меня!»
О том, как нужно общаться с футболистами:
У меня была история в «Эстудиантесе». Я решил оставить в запасе важного игрока, мне нужно было сказать ему об этом, и я откладывал неприятный разговор. Скажу завтра, скажу послезавтра… Наконец, в пятницу собрался с силами: «Ты не будешь завтра играть». Это был умный парень, он уже почувствовал это по тренировкам и ответил: «Я понял еще во вторник. Вы долго решались». И я поблагодарил его, а для себя понял, что каждый раз, когда тебе есть что сказать футболисту, нужно говорить об этом незамедлительно.
Еще одно важное качество — умение слушать. Знаю, многие коллеги считают это слабостью, но я не считаю себя слабым. И при этом много слушаю своих ребят. Я всегда открыт к диалогу, внимательно выслушиваю пожелание игроков. Иногда прислушиваюсь, иногда нет — решение остается за мной. Даже Бьелса, команды которого показывают автоматический футбол, говорит, что самую большую гордость испытывает, когда игроки подсказывают ему мудрые решения и помогают избегать трудностей.
О миссии тренера:
Моя задача — дать каждому футболисту почувствовать причастность к общему делу, которое мы делаем. Я всегда говорю, что моя самая любимая часть тренерского ремесла — это способность отражать на поле свои чувства и свою страсть, поэтому я ищу футболистов, которые способны стать проводниками моей энергии. Самое важное — заставить их верить тебе и поверить в себя. И тогда возможно все.
О важности иногда нарушать рутинный порядок вещей:
У меня устоявшиеся футбольные взгляды, но я всегда ищу новые пути для их воплощения в игре. Наверное, это и помогает мне работать в «Атлетико» на протяжении 10 лет. Я понимаю, что самые главные лица в футболе — футболисты, с их талантами, возможностями и желаниями нельзя не считаться. Иногда нужны перемены, чтобы найти лучший маршрут, хотя вообще-то это постоянный поиск. В прошлом сезоне нам потребовалось 7-8 игр, чтобы перейти к системе 3-5-2, которая подходила нашей команде. Многие парни согласились, что это поможет раскрыть их способности. Взорвался Маркос Льоренте, Эрмосо выдал хороший отрезок, нашел свое место Лемар, на котором многие уже поставили крест. Мы вышли из зоны комфорта, перестроились и завоевали титул.
О принципе «игра за игрой»:
У меня нет любимчиков в команде. Я не могу себе этого позволить, потому что на кону всегда результат, а результат влияет на тренера больше, чем что-либо. Футболисты знают, что в каждый конкретный день я выбираю тех 11 человек, которых считаю наиболее подходящими для достижения победы. В самый первый день в «Атлетико» я сказал, что мы будем идти от игры к игре. Это значит, что сегодня каждый из нас должен сделать то, что может и должен. Без нытья, торгов и выдумок. На тренировке, в товарняке или кубковом матче. Мы те, кого выбрали представлять этот клуб. Мы те, кто мы есть.
О фанатах на трибунах:
Возвращение фанатов — большое событие. Это очень важное событие и для футбола, и конкретно для нас. Есть люди, которые не понимают, сколько энергии могут дать люди с трибун. В домашних матчах, когда силы начинают покидать игроков, мне всегда хочется, чтобы полные трибуны приблизились к полю и зарядили их.
О моменте, когда был ближе всего к уходу из «Атлетико»:
Самый сложный момент — поражение в миланском финале Лиги чемпионов. За два года до этого мы пропустили от «Реала» на 93-й минуте, а тут проиграли в серии пенальти. Я почувствовал тяжелый удар, меня одолевали черные мысли, потому что мне нужно было решить: смогу ли я и дальше делать свою работу с той же отдачей? Будут ли футболисты верить в меня? Но, как видите, я все еще здесь…
Но я рад, что самые горькие его воспоминания связаны с мадридским Реалом!)
Но я рад, что самые горькие его воспоминания связаны с мадридским Реалом!)
Человек изменивший представление об оборонительном футболе.
Человек изменивший представление об оборонительном футболе.