Футбольные биографии в большинстве своем заурядны. Да и на нефутбольном поприще далеко не всем суждено отличиться так, чтобы рассказ об этом оказался действительно интересен. Фигу вроде ничем таким не отличился, ну кроме исторического трансфера, конечно. Самый громкий переход, поставивший на повестку извечный философский вопрос, в обсуждении которого каждый поборник моральных принципов поспешил вставить своё веское «фи».
Повторяться в этой связи – не интересно, оправдываться – не достойно, писать о том, какие кубки и с кем выиграл Фигу – скучно. Мне хочется предоставить на суд несколько иной подход. Взгляд человека, открывшего большой футбол, со всеми его неподдельными эмоциями, с помощью португальского гида. Звать его Луиш Фелипе Кейра Мадейра Фигу.
Он, уже привычно по испански, дружелюбно приглашает вступить в игру: «Без мяча я существую только на половину» — ухмыляется он, «пойдём», говорит, «амиго». Амиго – Фиго... хм?) Не прошу любить и жаловать.
И так, начнём…
Многое из того, что может поведать Фигу, я буду передавать в стихотворной форме, т.к. португальским не владею, но язык жестов и язык футбола потихоньку осваиваю…
Глядя на Фигу, на то как он работает с мячом, движется, как себя преподносит, я ловлю себя на мысли, что из него мог бы получиться весьма приличный актёр. Нет, не в том смысле, что вы подумали...
Его легко представить в роли героя боевиков. Он очень органично смотрится на экране. Сосредоточенный взгляд, минимум лишних эмоций, ироничная полуулыбка и яростное торжество забитого гола. Луиш — не из тех слащавых селебритис, по которым сохнут юные девы, он не похож на кумира тинейджеров и вряд ли вообще может восприниматься в таком контексте, учитывая его ауру непрощённости. Да, Фигу — человек, сотканный из свойственных ему недостатков и милостью вашей отмечу, что и некоторых достоинств.
Звезда испанской примеры,
В одном из рабочих кварталов
Луиш Фелипе Мадейра Каэйра
Смотрит на море с улыбкой усталой.
Вернувшись в родные пенаты,
На берегу Лиссабона...
Где бегал мальчишка крылатый,
Рождённый быть чемпионом.
Талант был заметен на поле,
Мяч его ноги любил.
Не замыкаясь на голе,
Он радость людям дарил.
Работая до истощения,
Лёгкостью мнимой пленял.
В глазах тлел огонь не прощения,
Когда за Реал забивал.
И словно герой кино-драмы,
Падая, вновь поднимался.
Его проверяли на травмы,
А он иронично смеялся.
Как бриз пробежала улыбка,
Взгляд томный направился вдаль.
Волною катилася зыбкой,
То радость, то снова печаль.
«Португальское Солнце палило, ветер был свеж. Фигу вдруг стал задумчив. Его лицо на время приобрело монументальные черты...»
Начинал Луиш одним из многих. В «Спортинге» была целая россыпь звёздочек и хотя Фигу среди них выделяли, но делали это без фанатизма. Роналду в свои годы он точно не был. Но зато упорно верил в свою звезду и работал, работал «до слабости в коленях», как вспоминал его партнёр по команде Сергей Щербаков.
Подобная самоотдача привела к тому, что вроде бы обычный и скромный парень с рабочих окраин, но весьма одарённый, однажды был приглашён в «Барселону» Йохана Круиффа. А это вам — не хухры-мухры…
Поначалу было непросто, но со временем португалец добился своего...
Где царствовал Круифф,
В столице каталонцев -
Что ни игрок, то миф,
Борьбы за жизнь под Солнцем.
Средь этих величин,
Вошёл в сильнейших лигу.
Путь с улиц до вершин,
Он показал нам! Фигу.
С «Барсой» он много чего повыигрывал. Начинал степенно, но после не на шутку разогнался, будто позаимствовал крылатые сандалии у Гермеса. Пластика движений соответствовала: характерная сутулость конькобежца и размахивание руками для пущего отрыва от земли, выделяли Фигу из общей массы привычных футбольных движений.
Вот только Лига Чемпионов, Олимп для каждого, кто стремится в небожители, упорно не покорялась.
Между тем, на рубеже двух тысячелетий, который стал звёздным часом Луиша, португалец был на пике формы. Во многом стараниями своего вдохновителя и лидера «европейские бразильцы» показали великолепную игру на Евро-2000. Правда, как и все «последние романтики», они были обречены преждевременно завершить свой поход за золотом. Ибо ахиллесова пята Зидана, с которым Фигу сошёлся в полуфинале, открылась гораздо позже одним каверзным задирой-итальянцем. Зато рука Абеля Шавьера оказалась на пути мяча.
В памяти остаются такие моменты, особенно когда ты юн и буквально дышишь игрой, ощущая её всеми фибрами души.
Исход в противостоянии Франция – Португалия определил достаточно курьёзный пенальти. Произошло это в добавленные тридцать минут. Тогда ещё действовало правило «Золотого гола». А кто мог сомневаться, что Зизу сделает его золотым...
Фигу тогда вспылил. Таким я его ещё не видел. Он сорвал от негодования футболку и ушёл с поля. Это было немыслимо, чтобы игрок самовольно покидал площадку. Но я тогда его понял, как понимала его и добрая половина зрителей, сидящих у экранов и наблюдавших за игрой воочию. Когда так долго и упорно идёшь к своей цели, терпишь удары и показываешь быть может лучшее, на что способен твой организм и твоя фантазия, и всё это идёт насмарку из-за какого-то пенальти...
В любом другом матче Фигу стоило пожурить за этот инцидент. Но не в этом. Поверженный Фигу уходил со щитом, под радостное улюлюкание французской торсиды. Говорят, Фигу на поле вернули. Этого я уже не помню.
Кто выбрал деньги вместо уважения.
И стал предателем, поставив всё на кон.
Презрев традиции, перечеркнув сомнения,
Попрал никем не писаный закон.
Готовы мы воззвать к суду морали.
Распять за этот дерзостный побег…
Проклятия в Барселоне извергали,
Молчанием стал лучший оберег.
Как он мог поступить так вероломно? Задаются до сих пор этим вопросом и у нас. В стране где люди через одного оплёвывают свою сборную при малейшей неудаче и возносят до небес при маломальском успехе, такое же капризной отношение остаётся и к кумирам. Не говоря уже о том, что патриотические наклонности самих ревнителей «верности и чести» весьма сомнительны... обсуждение в данном случае — риторическое. Это ни грамма не попытка оправдания, просто заметки на полях...
Кстати, до того, как нежданно-негаданно смыться в стан злейшего врага, Фигу делал недвусмысленные намёки:
«Я не раз уже говорил и повторяю вновь и вновь: моё желание — продолжать играть в „Барселоне“, где я чувствую себя очень комфортно и где счастлива моя семья. К сожалению, на данный момент я нахожусь в положении теннисного мячика, который перебрасывают через сетку. Я пытаюсь узнать свою дальнейшую судьбу у экс-президента Нуньеса, он посылает меня к другим кандидатам на этот пост, а те, в свою очередь, отправляют меня обратно. Не знаю, когда это закончится, но мне кажется, что никто не собирается меня выслушать и принять в конце концов решение.»
И Фигу сделал свой выбор. Ушёл туда, где больше платят и где в тот момент в нём были больше заинтересованы. За корысть португальца по праву могут осуждать. А кто из вас не без греха? Пусть первым бросит свиную голову...
Заслуженно ли? Мне это давно не интересно. Особенно из уст тех, кто Фигу, как такового, не видел (не брать же за образец его игры период карьеры в «Интере»). А тогда… тогда любимый игрок перешёл в любимый клуб! Что может быть лучше?
И самое главное, что во всей этой истории Фигу не дискутировал, никому ничего не доказывал. Поведение его было единственно верным, что ещё больше убеждало меня в правильности симпатий. Сложно остаться в стороне, когда тебя поливают помоями.
Кто только не высказывал своё авторитетное мнение и чем только в Фигу не бросал. Но он это принял. Просто ушёл. Ушёл за лучшей жизнью. И с точки зрения карьеры возможно оказался прав. По крайней мере, в «Реале» он был ничуть не хуже.
Альберто Дзаккерони: «Совершенно ясно, что Фигу — не лучший. Просто все находятся под его магическим воздействием».
Луиш Фигу: «Я сам не считаю себя лучшим или худшим. Это результат работы в течение нескольких последних лет, причём заслуга принадлежит всем игрокам команд, за которые я выступал».
«Фигу взял мяч и стал возить по полю послушных защитников…»
Многие забывают, что Луиш являлся первоклассным дриблёром. Зидан однажды назвал его «ходячим набором финтов», а Ривалдо говорил, что удивлён, что Фигу родился в лиссабонском порту, а не на пляжах Копакабаны.
Фирменный трюк Фигу — «Stepovers»(если не ошибаюсь) и его различные вариации, которые португалец шлифовал с присущим ему неистовством, пока не стал непревзойдённым мастером «раскачки». Луиш выработал уникальный почерк и по сути отвоевал себе право на роль «свободного художника». Он достаточно вырос для того, чтобы не являться заложником тактических ограничителей. И поэтому с эстетической точки зрения свободный от стилистических установок «Реал» был ему близок.
В «Барсе» Фигу выполнял роль элемента несущей конструкции в атаке и тратил много сил на обязанности классического вингера, в Мадриде его творчество было ограничено только собственной фантазией — Фигу играл повсюду.
Кстати, нынешняя звезда португальской сборной Криштиану Роналду также большой любитель «Stepovers». Его пропеллер ногами — это новый движок, такого оборота Фигу никогда не делал.
И спасибо, что не делал. Роналду конечно уникум, и по многим элементам эффектности может подвинуть старину Фигу. Но эффективность — дело другого рода. Трюк ради трюка — это скорее, элемент шоу, а если он не приносит результата, то это — шоу одного актёра, который не задумывается о работе коллектива в целом.
Дриблинг Фигу – это маятник гипнотизёра, стремление подчинить себе внимание защитника и сделать его покорным пленником своих задумок. Фигу отличала плавность и одновременно мощь тяжёлого кавалериста, пробивающего греческую фалангу. Финты Фигу — не трюки, а планомерная психическая обработка обороны соперника.
Впоследствии, когда Луиш стал сдавать, его дриблинг утратил былую эффективность, вырождаясь до элементов мини-шоу, но это возраст. Высший дан финтоплётства, оставшийся на плёнке и в памяти людей, у него уже не отнять.
На чемпионате Европы 2004, проходившем в Португалии, Луиш Фигу и соотечественники имели реальный шанс выиграть этот титул. «Бордовые» тогда показали самую зрелищную игру на чемпионате, но в финале уступили... Греции(!). Для Фигу и его партнёров, весь матч осаждавших ворота греков, это был шок. «Золотое поколение» так и не выиграло на уровне сборной серьёзный трофей.
Когда Акела на исходе,
Играть уже недолог час.
И мысли между делом бродят,
Что выход твой в последний раз.
Как прежде взор пылает страстный,
Но силы нет уже былой.
Стращал всех дриблингом опасным,
Теперь смеются за спиной.
Жизнь такова, всегда быть первым,
Всех обыграть — не суждено.
Но твой футбол был очень ценным —
Со смыслом, снятое кино.
Была эстетика и сила,
Были трагедия и фарс.
Порой судьба под рёбра била,
Но выручал отменный пас!
Пускай голодные волчата,
В подсчётах сколько раз споткнулся.
Ведь такова за славу плата:
«Акела снова промахнулся!»
Чемпионат Мира 2006 стал последним для многих больших звёзд, Фигу и его великий соперник-партнёр по «Реалу» Зизу завершали международную карьеру. И снова, как на Euro-2000, Португалия vs Франция сошлись на пути к Олимпу. Победу как и тогда праздновали «мушкетёры», да и Зидан навсегда покидающий периметр футбольного поля, был на этот раз просто недостижим. Две легенды мирового футбола тепло попрощались друг с другом и со сборной.
«Чтож, пришла пора прощаться. Луиш последний раз пробрасывает мяч, резко тормозит и носком ноги поднимает его в руки. Он всё так же заразительно улыбается, а мне почему то грустно… грустно, когда испаряется детство, стареют и уходят на покой кумиры и не молодеешь ты сам. Прощай Луиш, здравствуй легенда…»
Уходят легенды, былые герои.
В тоннеле скрывается их силуэт.
Кто ныне сердца сможет тронуть игрою?
Кто блеклый пейзаж сможет выкрасить в цвет?
Есть много талантов, но суть их на поле,
В свете далёкой звезды чуть видна.
Муки борьбы, отсутствие воли,
Кто перетерпит — такая игра.
Смотрите ж на тех, кто стремился к искусству.
Читайте премудростей редкую книгу.
И может тогда заиграете с чувством,
И с высших трибун улыбнётся вам ФИГУ.
Adeus de Luis Figo