Неоднозначность тренерской карьеры Гуллита — одна из легенд, которые не совсем соответствуют действительности. «Соккер.ру» рассказывает о причинах провала Рууда в «Ньюкасле» и периоде его работы в «Челси».
В первой части повествования о Рууде Гуллите мы остановились на том периоде, когда он из игрока «Челси» довольно неожиданно превратился в менеджера «Синих». Когда говорят о Гуллите–тренере, почему-то сразу вспоминают «сексуальный» футбол, провалы в «Фейеноорде» и «Ньюкасле» (хотя там тоже есть моменты, которые не зависели от Гуллита), но как-то пропускают его период в «Челси», называя его в лучшем случае неоднозначным.
Гуллит был менеджером «Челси» почти два года и за это время не только выиграл Кубок Англии и создал задел для долгожданной победы в еврокубке (Виалли то уже снимал сливки), но и за очень короткое время совершил кадровую революцию в команде, благодаря своим связям (и деньгами Мэттью Хардинга и Кена Бейтса, естественно) пригласив в команду ряд звездных новичков, которые стали символами «Челси» на долгие годы.
Давайте, сравним состав «Челси», который достался Гуллиту от Гленна Ходдла и то, что сам Гуллит передал в руки Виалли.
«Челси» Ходдла: Дмитрий Харин, Кевин Хичкок – Стив Кларк, Эрланд Йонсен, Фрэнк Синклейр, Энди Майерс, Дэвид Ли, Майк Даберри, Дан Петреску, Скотт Минто – Марк Хьюз, Гейвин Пикок, Деннис Уайз, Крейг Бёрли, Эдди Ньютон, Найджел Спэкмен – Джон Спенсер, Пол Фёрлонг, Марк Стейн.
«Челси» Гуллита: Эд Де Гуй, Дмитрий Харин – Грэм Ле Со, Франк Лебеф, Дан Петреску, Майк Даберри, Фрэнк Синклейр, Селестин Бабаяро – Деннис Уайз, Эдди Ньютон, Густаво Пойет, Роберто ди Маттео, Марк Хьюз, Джоди Моррис — Джанфранко Дзола, Торе-Андре Фло, Джанлука Виалли.
Честно говоря, уже после этого можно было бы закрывать тему Гуллита-неудачника, по крайней мере, относительно его работы в «Челси». Виалли досталась готовая команда, которую он усилил Марселем Дессаи, Альбертом Феррером и Дидье Дешамом. Покупки Гуллита были абсолютно гениальными – ни одного промаха, все в точку, пусть и за солидные деньги. При Виалли же команду пополнили: сбежавший через пару месяцев из команды Брайан Лаудруп, сломавшийся всерьез и надолго Пьерлуиджи Казираги, совершенно не заигравший в «Челси» Крис Саттон, плюс еще куча второсортных или же просто посредственных игроков, которые никакой погоды в «Челси» не играли. Перкасси, Далла Бона, Амброзетти, Хег, Реддингтон, Томе, Алексидзе, Кнайссль с некоторыми оговорками Голдбек и Форсселл. И только перед самым увольнением на Луку снизошло вдохновение, и он прикупил Гудйонсена, Станича и Хассельбайнка, которые будут звездами уже команды Раньери.
Гуллит очень удачно подходил на роль революционера, который не только усилил «Челси» высококлассными игроками, но и научил англичан профессионализму в мелочах, как соблюдение диеты, индивидуальная работа с тренером по физподготовке и т.д. Гуллит пригласил в команду бывшего легкоатлета Аде Мафе, который сейчас, к слову работает в штабе Роберто ди Маттео, в короткие сроки смог достучаться до ряда игроков, которые смогли выйти на новый уровень игры. В первую очередь это касается Денниса Уайза, который в условиях созданной Гуллитом конкуренции не скис, как некоторые из его партнеров, а начал зубами выгрызать себе место под солнцем, вернув потерянную при Ходдле капитанскую повязку и статус лидера в раздевалке и на поле.
Все делалось очень быстро. Например, Виалли дал согласие о переходе в «Челси» через несколько часов после назначения Гуллита на пост менеджера, хотя у него уже лежал в кармане контракт с «Рейнджерс». Лебеф как только узнал, что его зовет в Англию сам Гуллит, даже не стал смотреть на предложения из других клубов. В необходимости покупать ди Маттео и особенно Дзолу Кен Бейтс очень сильно сомневался, но все же выделил деньги (не свои, естественно, а Мэтью Хардинга, богатого болельщика «Синих», который выступал спонсором клуба) под ответственность Гуллита. Гуллита сразу же стали критиковать из-за наплыва легионеров, но, извините – что это за легионеры были! Звезды первой величины, которых в «Челси» не было со времен Осгуда, Тамблинга, Диксона…
«Меня не интересует, сколько будут стоить те игроки, которых я захочу увидеть в „Челси“. Я знаю одно – в клубе должны играть высококлассные футболисты. Будут они англичанами или европейцами? Да хоть из Тимбукту, лишь бы они вписывались в наш игровой стиль", — Гуллиту при подписании контракта обещали трех новых игроков, и он получил их плюс бонус в виде Джанфранко Дзолы. Но приехали бы все эти парни в „Челси“, если бы не Гуллит, к которому они готовы были бежать по первому слову голландца? Есть сомнения.
Да, в игровом и тактическом плане у Гуллита возникали проблемы, ведь он до сих пор считал себя игроком, и только после ряда операций на колене и неудачного опыта выпускания себя на замену сосредоточился на тренерской составляющей. Может быть, ему не хватало хороших помощников, какие были у Виалли (Рэй Уилкинс, собственной персоной), но все что сделал в „Челси“ Гуллит укладывается в очень короткий отрезок времени, который завершился неожиданным и несправедливым увольнением, у которого не было ни грамма футбольных причин, а одни только уязвленная гордость и амбиции Кена Бейтса, который не мог терпеть рядом с собой настолько харизматического и популярного человека как Гуллит.
Когда Бейтс представлял Гуллита в качестве менеджера, он говорил пафосные слова: „Король умер. Да здравствует Король!“, а провожал его словами: „Он мне никогда не нравился“. Что же произошло между ними за время работы Гуллита менеджером? Все просто – Рууд действительно довольно сложный человек, который всегда хочет быть главным, привлекать всеобщее внимание и его эпатажные заявления в „Ньюкасле“ были вызваны именно желанием побеждать не просто так, а с искрой, с неповторимым стилем, чтобы в лучах славы был именно он, Гуллит, а уже потом – команда. Именно из-за этого его невзлюбил Алан Ширер, который по одной из версий и сплавил Гуллита в „Ньюкасле“, несмотря на довольно перспективное начало работы Рууда на севере Англии.
Возможно причиной того, что Ширер невзлюбил Гуллита с первых дней, стало и одно интервью Рууда на ТВ, еще в бытность менеджером „Челси“. „Это абсолютно нереальные деньги. В Европе за них можно купить несколько игроков классом не ниже, чем Алан. Я видел его на Евро-96. Да он забивает голы, но это не мой тип нападающего. В идеале форвард должен забивать больше 15 мячей за сезон и помогать это делать партнерам, например, как Виалли, когда он в лучшей форме“, — вот так в свое время Гуллит прокомментировал покупку „Ньюкаслом“ Ширера.
В то же время проблемы с Бейтсом могли начаться с банального места для парковки, которое не поделили менеджер и президент. Однажды утром Кен Бейтс заехал на парковку на своем громадном „Бентли“ и что же он увидел? На его законном месте стоял, как ни в чем не бывало спортивный „Ауди“ Гуллита. „Я его люблю и уважаю, готов ему отдать все, что нужно для футбольной команды – но только не мое место для парковки!“ Три дня спустя ситуация повторилась. „Если ты будешь парковаться на моем месте, я буду сидеть в твоем кресле!“. „Нет проблем, Мистер президент!“. Гуллит любил подразнить Бэйтса, и в данном случае они, посмеявшись, решили проблему. Но вот дальше все будет не так просто.
Бейтс обладал невероятной любовью к бахвальству и не мог теперь если его кто-то прилюдно унижал, пусть даже и столь шуточным образом. Если бы вы побывали в Тенерифе, то Кен тут же хвалился тем, что он был в „Одиннадцатерифе“, то есть в месте лучшем настолько, что о жалких Канарских островах даже не стоит вспоминать. В общем, два таких товарища не могли ужиться изначально, но долгое время их мирил тот самый Мэттью Хардинг, спонсор клуба, который, к сожалению, разбился на вертолете, как раз во время первого сезона Гуллита в „Челси“. Именно после этой трагедии отношения между Гуллитом и Бейтсом и Гуллитом и Виалли начали накаляться, и в итоге Бейтс решил все переиграть, усадив в кресло менеджера уже не попадавшего в основу, но получавшего большие деньги Виалли.
В своему первом же сезоне на посту менеджера „Челси“ Гуллит выиграл Кубок Англии – первый трофей для „Челси“ за долгие-долгие годы, но уже перед финалом, когда Гуллит заговорил о новом контракте, стало ясно, что Бейтс не собирается продлять отношения с голландцем. „Неужели Рууд захочет уйти в „Милан“ или „Фейеноорд“? Мы же скоро будем круче них. Мы очень счастливы, что Рууд смог добиться такого успеха, как выход в финал Кубка Англии – это гигантский шаг в развитии клуба, и Рууд — неотъемлемая часть этого процесса. В конце сезона мы обговорим все нюансы и продолжим работу“, — вот что говорил Бейтс до финала. Но уже очень скоро он начал критиковать Гуллита за его якобы любовь к деньгам: „Рууд, зачем тебе столько денег? Для новой жены?“, притом, что Гуллит получал меньше чем Виалли, и еще некоторые из новичков команды и речь не шла о каких-то баснословных суммах.
В общем, из „Челси“ Гуллита уволили совсем не по футбольным причинам, так как в момент отставки он успешно продвинулся по еврокубковой дорожке, занимал второе место в чемпионате и занимался селекцией с привычной ювелирной точностью, подписав ряд игроков, которыми будет пользоваться уже Виалли – Фло, Бабаяро, Гуса Пойета.
А вот в „Ньюкасле“ Гуллита несколько понесло – он вдруг утратил свой нюх на футболистов. Гома, Марселино, Дюма не помогли наладить игру в обороне, а когда на скамейке оказались Ширер с Фергюсоном, „сексуальный“ футбол утратил свою атакующую мощь и остался с одной только дырявой обороной. Тем не менее, и здесь Гуллит кое-чего добился – вывел „Сорок“ в финал Кубка Англии, по пути обыграв „Эвертон“, „Тоттенхэм“ и „Блэкберн“, но проиграв в решающем матче „Манчестер Юнайтед“, готовившемуся к знаменитому финалу Лиги Чемпионов на „Камп Ноу“.
Начало сезона 1999/00 вышло очень необычным в том плане, что „Ньюкасл“ пропускал так много, что Гуллиту пришлось уйти, а уже в одном из следующих матчей Алан Ширер показал причину своей слабой формы при Гуллите, забив пять мячей в ворота „Шеффилд Уэнсдей“. Кто знает, если бы Гуллит смог найти общий язык с Аланом и его партнером по линии атаки Дунканом Фергюсоном, может и сложилось бы все в „Ньюкасле“ и не пошла бы тренерская карьера Рууда коту под хвост.
Дальше был большой перерыв, попытка вернуться в струю в „Фейеноорде“, работа в „Лос-Анджелес Гэлакси“ и теперь вот – приход в „Терек“. Будет ли она успешной? Кто знает… Президент „Терека“ как минимум не менее амбициозен, чем Кен Бейтс, но с ним Рууд будет пересекаться не так уж часто в силу занятости Рамзана Кадырова, да и подкалывать начальство, как это было в случае с Бейтсом, Гуллит вряд ли рискнет.
Для него это приключение, новый опыт, новый вызов, чего Гуллит никогда не страшился ни в бытность игрока, ни позже, став тренером. Для клуба есть однозначная выгода ведь в лице Гуллита „Терек“ получает огромные возможности для пиара, и даже если Рууд не сможет добиться успеха в Грозном, его приглашение уже, по большому счету, себя окупило той шумихой, которая поднялась в СМИ.
Гуллит, что ни говорите, это положительный персонаж. Пусть кто-то его воспринимает больше великим игроком, чем успешным тренером, а кто-то наоборот – веселым клоуном, который когда-то умел играть в футбол, но то, что Рууд кое-чего умеет доказал его однозначно успешный период работы в „Челси“, который в том числе и стараниями Кена Бейтса был раскрашен темными красками. Может быть на длинной дистанции Рууд и не способен быть нужным человеком для футбольного клуба, но дать толчок, встряску, провести революцию — это в его силах. Именно это он в свое время сделал в „Челси“, за короткое время подтянув „Синих“ к когорте лидеров. Собственно именно это от него требуется в Грозном.