Любимый и одиозный, дававший путевки в футбольную жизнь и обрекавший подопечных на муки Бышовец сегодня отмечает 70-летний юбилей. «Соккер.ру» присоединяется к поздравлениям и напоминает юным читателям о том, чем прославился Анатолий Федорович.
Детство тогда еще Толи пришлось на тяжелое послевоенное время, будущий футболист и тренер рано потерял отца и старался быть помощником своей матери, которой непросто было растить двух сыновей. С юных лет у Бышовца, по его собственным словам, было два увлечения – спорт и литература. Дома парень не расставался с гантелями и до того, как выбрал футбол, успел попробовать себя в баскетболе, волейболе, боксе и плавании. А о любви к книгам Анатолий Федорович по сей день говорит с придыханием, не забывая человека, открывшего ему этот волшебный мир – учительница литературы Анна Васильевна Деркаченко пробудила в спортивном мальчике любовь к познаниям через чтение. В школу «Юный динамовец» Толю притащил его друг, убедивший тренеров посмотреть на Бышовца, который свой шанс не упустил, сделав выбор в пользу футбольной стези.
Коренному динамовцу непросто дались первые шаги в футболе, но Анатолий Федорович отстоял свое право на эгоизм на поле, которое в юношестве вызывало немало нареканий со стороны наставников. К индивидуально одаренным футболистам с младых ногтей нужен особенный подход, чтобы умело совместить в будущем профессионале его личные характеристики с умением взаимодействовать внутри коллектива, и, несмотря на все препоны, тренеры спортивной школы, а потом и дубля подготовили для киевского «Динамо» качественного и неординарного нападающего. Просматривая записи прошлых лет с игрой Бышовца, первым делом обращает на себя внимание то, как он двигается, как владеет своим телом. Несмотря на скромные по меркам современного футбола габариты – рост всего 176 сантиметров, складывается ощущение, что форвард значительно выше, ведь он почти не семенит, уходит на длинном шаге, как бы фехтует ногами в стиле самых техничных бразильцев своей эпохи.
Даже сейчас футбол Бышовца выглядит, как хорошая поэзия, где строчки подогнаны друг к другу посредством идеальной рифмы, и хотя и до прихода Лобановского в Киеве общекомандная ставка делалась на физическую подготовку, интенсивность игры и беспрекословное исполнение приказов, Анатолий Федорович уместно смотрелся и в киевском «Динамо», и в сборной СССР в качестве элемента неожиданности, островка нестандартного мышления. Безусловно, причину следует искать в складе ума, ведь Бышовец всегда бежал от будничности, пытаясь выразить свои футбольные фантазии игрой, которая регулярно выходила за рамки обыденных представлений о работе центрфорварда. Болельщики старшего поколения наверняка припомнят финты, дриблинг и красивые голы БАФа, как его стали называть позже, например, знаменитый гол в ворота австрийцев, забитый боковыми ножницами. Бышовец остается одним из лучших нападающих в истории советского футбола, а мог бы стать первым среди лучших, если бы не проблемы со здоровьем. Впервые он повредил колено еще в 23 года, после чего играл через боль, на уколах, не имея возможности полностью раскрыть свой потенциал, а в 27 лет принял решение повесить бутсы на гвоздь.
Впрочем, Бышовец-тренер стал не менее известной фигурой, чем Бышовец-футболист, причем не только и даже не столько из-за своих достижений, как благодаря умению ярко выражать свои мысли. Цитатник Анатолия Федоровича мог бы разойтись немалым тиражом. Неоднократно доводилось слышать мнение, что Бышовец – тренер одного турнира, одной большой победы, а потом выезжал на своем имени победителя Олимпиады в Сеуле. Чаще всего так говорят люди, у которых не сложились отношения со Светочем, но это вовсе не означает несправедливость подобного допущения, тем более в дальнейшей карьере Бышовец завоевывал трофей лишь однажды, взяв Кубок России с «Локомотивом», попутно избавив железнодорожников от нескольких игроков золотого поколения – Евсеева, Лоськова и других. Сложно спорить с тем, что Анатолий Федорович – человек с раздутым самомнением, часто себе на уме и не всегда поступающий и выражающийся адекватно, поэтому даже не призываю к непременному уважению, хотя лета, а не заслуги должны делать ему такую честь. Однако невозможно не признать, что имеем дело с неординарной личностью, без которой советский, а потом и российский футбол стали бы гораздо скучнее.
Неспроста ведь сам Владимир Высоцкий, который был лично знаком с сегодняшним именинником, пел: «Но недаром клуб „Фиорентина“ предлагал мильон за Бышовца». Впоследствии Анатолий Федорович сам стал своего рода Высоцким от футбола, во всяком случае, сложно найти другого человека внутри отечественного футбольного мирка, сыплющего афоризмами и действительно глубокими мыслями с такой легкостью. «Нужно быть полным идиотом, чтобы верить всему, что происходит», — однажды заметил Бышовец, и сам придерживался этого принципа на протяжении 70-ти лет. А раз сумел о себя громко заявить и до сих пор не покрылся пылью, хотя уже давно не тренирует, значит, что-то в этом есть. «Светочи делятся своими знаниями, они учат людей», — и у Анатолия Федоровича действительно есть, чему поучиться, хотя бы его жизнерадостности и умению витиевато выражать свои нестандартные мысли. С днем рождения, Светоч!
Очень был расстроен ранним уходом из игрового футбола. Это был талантище!
Спасибо! Хотя болел за СКА Ростов.
Очень был расстроен ранним уходом из игрового футбола. Это был талантище!
Спасибо! Хотя болел за СКА Ростов.
#БышовецАнатолий
БышовецАнатолий