Валерий Георгиевич выдвинут в кандидаты в президенты РФС, и «Соккер.ру» взвешивает аргументы в его пользу в будущем споре с Мутко. Вы верите, что Газзаев может спасти российский футбол, и видите ли в его плане действий рациональное зерно?
За Газзаева. Большие проблемы Мутко
Есть ли у Мутко та же свежая мотивация для работы в РФС, которой с лихвой у Газзаева? Вряд ли. Виталий Леонтьевич вздыхал и заявлял, что ставил себе главный вопрос: «Зачем мне все эти должности и проблемы?» А бед немало с учетом Рио, ведь глава РФС еще и министерство спорта опекает. Плюс подготовка к ЧМ-2018 требует больших усилий руководителя, чем хотелось бы – не все идет гладко, причем не только в случае с «Крестовским». Вернее, далеко не только в том случае. И камни полетят в любом случае в Мутко, ведь кого винить? Дело не только в дисквалификациях, но вообще в развитии спорта и количестве споров.
Репутация у бывшего президента «Зенита» в глазах фанатов московских команд понятная, но скандал с допингом не добавил ему плюсов среди тех, кто влияет на назначения в министерства. То есть Мутко в любой момент может быть уволен из самой высокой должности – этого, кстати, и требуют представители антидопинговых агентств. И тогда вспомнят, что выбирали его главой РФС лишь на год, а не на полный срок. Другими словами, футбол Мутко поручили временно, и хотя есть вероятность, что снимут с поста министра, но останется главной РФС – пожалуй, самое понятное развитие событий, шансы Газзаева на скандальных дрожжах подросли.
Против кандидата. Популизм и неудачи
Газзаев обещает, но ничего не сделал пока. И раз не появился местный Супермен в кандидатах, можно смело цитировать главу Московской федерации футбола Анохина: «Прежние руководители РФС тоже много говорили, но мало делали». С другой стороны, цитируемый чиновник поддерживает Мутко, словно у того другой подход, чем у Газзаева. Оба кандидаты на выборах – популисты. Ни тот, ни другой не заработали в своей жизни много денег в конкурентной борьбе, или не построили целую футбольную структуру по примеру испанской или немецкой. Хотя оба, как видим, кандидаты в президенты.
Валерий Георгиевич мечтает в солидном возрасте освоить новую профессию, но кто сказал, что не обычный популист? Вообще, если представить, что живем в идеальном мире и реально нужно отстроить футбол, а не симулировать процесс, то нужен человек, который трудился в крупном бизнесе, зарабатывал деньги, но при этом разбирается в футболе. Грубо говоря, если бы Галицкому дать параллельную жизнь, в которой надо построить российский футбол при полной поддержке государства, думаю, он бы справился. Но в этом измерении президент «Краснодара» и так занят по уши личным бизнесом и футболом в городе, поэтому нам остается Мутко или Газзаев. И кто же лучше?
За Газзаева. Наличие программы
В президенты РФС иногда ходят, как плохой студент на экзамен – не готовясь. Но у Валерия Георгиевича хотя бы есть личное мнение по ключевым вопросам. Он за отмену лимита, но предлагает спорное условие – в основе должен быть один российский игрок не старше двадцати одного года, больше никаких ограничений. С учетом, что РФПЛ – лига возрастная, порог лучше поднять до 23 лет, но у Газзаева хотя бы идеи есть. Например, хочет оставить меньше профессиональных клубов, увеличить высшую лигу до 18 команд, выискав при этом финансовые гарантии. Идея не новая, но логичная — лучше сократить общее количество клубов в России, выстроить два десятка стойких, чем всех кормить из бюджета и без смысла.
Также Газзаев отвергает возможность совмещения постов тренера сборной и клуба (привет Бердыеву), против иностранца на посту, также просит не назначать нового главного до выборов президент РФС. Не против Черчесова, но хочет дать понять новому тренеру критерии оценки, если выиграет. В принципе, немало здравых предложений, хотя одновременно понимаем, что наскрести 18 сильных клубов непросто. Также не предложено ничего действенного в вопросе увеличения доходов от телевизионных прав или привлечения фанатов. Газзаев не знает, как искать спонсоров, и хотя настаивает на ставке на детско-юношеский футбол, пока его программа хороша на вид, но методы реализации почти каждого пункта вызовут отторжения. Например, многие маленькие клубы будут бастовать по поводу разжалования в полулюбители, а за лимит «впрягутся» политики, ведь это «инструмент развития футбола».
Против Газзаева. Отсутствие гибкости
Не оставляет вариантов, часто рубит с плеча, характер непростой, ссориться умеет. Для чиновника – плохое качество, особенно неопытного. Газзаев теоретически знает, как можно реформировать детско-юношеский футбол, что надо увеличить отчисления от трансляций (интересно, как это планируют сделать?), что надо быть за все хорошее и против всего плохого. Но это суповой набор политика и его обещаний. А личный опыт руководства, а не тренерской работы помним – «Алания», прекратившая существование. С клубом не справился, но потянет реформирование всей страны? Дело ведь не в футбольной осведомленности. Глава РФС – и пример несчастного Толстых доказывает, является в первую очередь фигурой политической. Хочешь что-то изменить – надо иметь доступ к тем, кто принимает финансовые решения.
Мутко вот долги РФС с горем пополам раздает, Слуцкого завербовали без проблем, хотя пришлось отбивать его у Гинера. А сможет ли Газзаев быть мало того, что влиятельным в вопросах финансов и чиновничьих игр, так еще и остаться независимым? Понятно, что глава РФС из бывших тренеров ЦСКА будет автоматически обвинен в помощи армейцам при любом удобном случае. Мутко «Зениту» точно никак не помогал, судя по результатам последнего сезона, а Газзаев и неопытный, и спорный для многих кандидат. Все люди с правом голоса знают, что не ссориться с ним будет сложно. Валерий Георгиевич – диктатор, не самый успешный в качестве менеджера, а не тренера. Так зачем выборщикам за него голосовать? Им и Мутко подходит.
Вердикт. Хуже не станет
И все-таки такой вердикт получается после разбора аргументов в новом сезоне «Валера – верим», ведь российская сборная в беде, клубный футбол не становится популярнее, богаче и краше. Да и на нынешнего главу РФС столько всего свалилось, что ему не помешает перейти на пост советника по вопросам организации Кубка Конфедераций и ЧМ-2018. Ведь, противопоставляя Мутко его конкурентам на выборах, не говорим о плюсах Виталия Леонтьевича, там нет ни четкой программы, ни предложений, сравнимых с тем, о чем уже не первый год говорит Газзаев. У Мутко есть связи, но он не спешит что-то менять. То есть в поисках ответа на вопрос, кто лучше, фактически приходится оценивать «за» и «против» кандидатуры Валерия Георгиевича. И хотя не сказать, что заслужил доверие в качестве управленца, Газзаев, если собирается выполнять программные обещания, не хуже, чем Мутко.
Да, выбор небогатый, но вспомните, что у Виталия Леонтьевича вообще не было конкурентов. В прошлый раз кандидат был один. Что лишний раз подчеркивает — российский футбол не источник несметных богатств, но генератор проблем, должность незавидная. Если бывший тренер ЦСКА станет президентом РФС с одобрения людей, которые имеют влияние на Мутко, а для Виталия Леонтьевича найдут другие должности, возможно, не связанные со спортом, то у нового главы ведомства будет шанс на перемены. Два кандидата представляют одну политическую сторону, а когда речь о чиновниках в России, это очень важно. То есть Газзаев не оппозиция, а вариант. Если хочет возглавить проблемный футбол, а не комфортно перейти в Думу, то пусть пробует. Понятно ведь, что найти фанатов Мутко сейчас трудно, и если выбирать приходится между спорными фигурами, то бывший не дальше от стандартов качества, чем любой чиновник, которым теоретически могут заменить Мутко. Другое дело, что на Виталии Леонтьевиче завязана подготовка к ЧМ-2018, и если ему по-прежнему доверяют главные политики – Газзаев проиграет выборы, даже если аргументов в его пользу найдется не меньше.
Насчет четырех кругов не понял. Это как?
Насчет четырех кругов не понял. Это как?