Сейчас МЮ – это мировой бренд, который зарабатывает миллионы на своем имени, в том числе, на продаже футболок. Звездные новички Ибрагимович и Погба не обманули маркетинговых ожиданий. А с чего все начиналось? «Соккер.ру» рассказывает историю формы МЮ!
«Ньютон Хит»
В 1878-м году был основан клуб «Ньютон Хит», предшественник современного «Манчестер Юнайтед». Многие наслышаны о желто-зеленых цветах клуба-прародителя по той причине, что они стали одним из символов недовольства болельщиков «красных дьяволов» американскими владельцами МЮ, однако «Ньютон Хит» не всегда был желто-зеленым. Исследования показали, что первый вариант формы выглядел следующим образом: белые рубашки, перехваченные синим шнуром. Глубокого смысла в этой форме искать не стоит: белые рубашки было легко приобрести, они были дешевы, а цветной шнур нужен был, чтобы отличаться от противников.
В следующее десятилетие появился ставший знаменитым желто-зеленый вариант экипировки. Форма была сшита из двух разноцветных половинок.
Собственно, строгих привязанностей к определенным цветам у «Ньютон Хит» не было. Когда надоели желтый и зеленый цвета, портные на заказ стали смешивать красный и белый.
В конце века произошел «откат» к желтому и зеленому. Сначала эти цвета использовались в равных пропорциях с помощью полосок, а потом основным цветом формы на несколько лет стал зеленый.
Любопытно, что в начале XX века, перед тем, как изменить название на «Манчестер Юнайтед» и выбрать для себя красно-белую колею, манкунианцы вновь поиграли в форме белого цвета.
«Манчестер Юнайтед». Довоенный период
Сохранилось фото, сделанное в сезоне-1902-1903, где «Манчестер Юнайтед» облачен в полосатую красно-белую форму, однако вскоре после этого дьяволы облачились в красные футболки, которые не снимали на протяжении двадцати лет.
C 1922 по 1927 МЮ играл в белых футболках с двумя пересекающимися на животе диагональными полосами красного цвета, которые образовывали большой знак «V» — виктория, победа.
В довоенный период «Манчестер Юнайтед» лишь однажды отошел от своего традиционного вида, попытавшись внедрить горизонтальные полосы в сезоне 1934-1935. Новшество, впрочем, не прижилось.
C весны 1935 года МЮ никогда больше не отходил от традиционного вида домашней формы: белый низ, красный верх. Менялся крой футболки, шнуровка уступила место сначала поло-воротнику, а потом круглому вырезу, но принцип «белые трусы, красные футболки» - незыблем до сих пор.
1945-1975: первые тридцать лет с Umbro
Трагичный и одновременно триумфальный период в истории МЮ, мюнхенская катастрофа, пять чемпионств и победа команды Мэтта Басби в Кубке чемпионов. Обращаем внимание, что с 1945 года у манкунианцев уже был титульный спонсор – Umbro. В 50-е годы в моду входит V-образный воротник.
В начале 60-х МЮ играет в футболках с круглым воротом-ошейником.
Аналогично выглядела экипировка дружины, завоевавшей Кубок Европейских чемпионов. Здоровый минимализм в действии.
1972 год – особенный в истории «Манчестер Юнайтед», несмотря на то, что спортивные результаты резко пошли на спад после ухода Басби. Зато сэр Мэтт подарил своей команде прозвище «красные дьяволы», из которого и родилась впоследствии современная эмблема.
1975-1980: пятилетка Admiral
Компания Admiral берет на себя ответственность за внешний вид «Манчестер Юнайтед». На форме появляются дизайнерские элементы вроде тонких полосок на рукавах и воротнике, имеющем оригинальный вид.
1980-1992: Adidas
В 1980 году МЮ заключает соглашение с немецким гигантом.Adidas внедряет фирменные три полосы и экспериментирует с паттерном формы. В 1982 году «Манчестер Юнайтед» впервые подписывает контракт с титульным спонсором – фирмой Sharp.
Форма сезона 1986-1987: в таком виде «Манчестер Юнайтед» встречал сэра Алекса Фергюсона.
А вот Пол Инс в экипировке, которая стала для «Красных Дьяволов» счастливой: завоеван первый трофей при Фергюсоне! Кубок Англии в 1990 году.
Говорим в основном о домашней форме, но разве можно упустить из виду вот такой запасной комплект, который демонстрирует Райан Гиггз? Кстати, в следующем сезоне МЮ одевался уже в Umbro. Совпадение?
1992-2002: Umbro
Между прочим Umbro сходу пошил МЮ вторую форму в цветах «Ньютон Хит».
Что касается основных комплектов, то эксперименты проходили в жестких рамках приличий и традиций.
У многих болельщиков МЮ форма Umbro вызывает ностальгические чувства, особенно лигочемпионский комплект сезона 1998-1999.
Еще в эру Umbro МЮ поменял титульного спонсора: Sharp уступил место Vodafone.
2002-2015: Nike
Выиграл «Манчестер Юнайтед» Лигу чемпионов и в экипировке Nike.
Американский производитель спортивной одежды во второй половине срока действия контракта серьезно, насколько этовообще возможно, экспериментировал с амуницией МЮ.
Форма с черной изогнутой полосой в сезоне 2009-2010 и «клеточка» в заключительной кампании сэра Алекса на тренерском мостике многим запомнились.
После сэра Алекса
После прощания с сэром Алексом «Манчестер Юнайтед» не перестал выглядеть стильно, только вот чемпионом больше не был.
C 2014 года титульным спонсором манкунианцев стал концерн Chevrolet, а с прошлого сезона МЮ вновь одевается в Adidas.
О новейшей форме «красных дьяволов» мы уже не раз рассказывали: футболка как будто сшита из двух оттенков красного, что является отсылкой к клубу «Ньютон Хит», где ценили половинчатый дизайн.
Пока «Манчестер Юнайтед» в этой форме не знает иных результатов, кроме побед. Впрочем, Златан и Жозе наверняка скажут, что дело здесь вовсе не в симпатичных одежках…