Винсент де Врис, друг Фернандо Риксена, скончавшегося сегодня от бокового амиотрофического склероза, рассказал о самочувствии бывшего игрока «Зенита» в последние дни перед смертью.
Последний раз я его видел 10 дней назад. Тогда еще удивился, в каком плохом состоянии он находится. Он сильно похудел, весил, наверное, 35 кг, у него была жидкая борода. Он выглядел очень изможденным. Он общался через компьютер, и когда он написал букву «у», его глаза закрылись. Он написал букву «с», и ситуация повторилась. Он пытался вывести слово «устал». У Фернандо бывали плохие дни, но он всегда их преодолевал. Но тогда я впервые осознал, что сейчас у него это не получится.
Конечно, ты понимаешь, что он умирает. Но это все равно шокирует. Где-то я даже рад (хотя это неуместное здесь слово), что сейчас он отдыхает. В какой-то момент это становится унизительным. Его жизнь была коротка, но прекрасна. На самом деле он прожил на 2-3 года дольше, чем предполагалось. Он всегда говорил, что хочет побороть болезнь, но во время своего последнего появления на публике он сказал, что это забирает у него очень много сил. Здесь ведь и психологический момент. В определенный момент ты теряешь смысл жизни. Ты просыпаешься и не можешь ничего сделать. Ты лежишь в постели, смотришь телевизор. И так каждый день. Последние три дня он едва был в сознании.
Риксен открыл для многих значение аббревиатуры ALS. Мне самому пришлось искать точное определение этого диагноза, когда Фернандо сообщил о своей болезни. До этого я видел эти буквы лишь где-то на плакате в автобусе. Фернандо обозначил на карте ALS, помог собрать миллионы на исследования. Только лишь лекарства от этой болезни до сих пор нет. Этот диагноз — смертельный приговор. Самое печальное то, что ты продолжаешь воспринимать информацию. Фернандо до последнего знал все о некоторых чемпионатах. Он думал об этом.