Раз ищут левого защитника, то Кришито точно уходит. «Соккер.ру» не удивлен, скоро в заявке может остаться только один капитан — Дзюба!
Анюков уйдет на пенсию, Кришито получит вольную, Файзулин завершит карьеру или уйдет в «Зенит-2» к Зырянову, Шатова отдадут в аренду. Тогда в «Зените» останется один человек с капитанским опытом – Дзюба. Всего сорок пять человек получали в награду капитанскую повязку в новейшей истории российского футбола, а остаться может один, не считая Тимощука в штабе Манчини.
Причем половине игроков в списке шанс показать лидерские качества в официальном статусе предоставляли менее десяти раз. Чертова дюжина капитанов – на один раз. Фактически у «Зенита» за двадцать пять лет было двадцать три капитана. Очень много, если учесть, что только два человека собрали больше сотни выходов с капитанской повязкой в новейшей истории! Так почему у «Зенита» такие проблемы с капитанами, что в этом году пару раз команду выводил на поле даже спартаковец Дзюба?
Отсутствие воспитанников-лидеров
Сергей Шнуров не раз повторял мысль, что болел за «Зенит», когда тот был дворовой командой питерских пацанов. А вот когда пришел спонсор и превратил клуб в часть корпорации – перестал так активно ходить на стадион. И он прав – сейчас просто нет новых Радимовых. Приезжий Тимощук за пару лет легко обогнал Кулика, Игонина и Наумова. А еще один украинец Вернидуб уступил на пару матчей лишь первому в списке.
Про Малафеева можно не начинать. Вратарь играл за «Зенит» долго, едва не побил рекорд Давыдова по количеству матчей, но Кришито до конца сезона оттеснит Вячеслава на десятое место по капитанскому опыту. Даже во времена, когда «Зенит» рассчитывал на местных, среди них было мало фигур, подходящих для роли капитана. Рекордсмен Радимов, у которого 116 матчей с повязкой, дебютировал за первую команду «Зенита» в 27 лет после игр за ЦСКА и «Динамо».
В первой десятке воспитанников и чужаков поровну, а дальше идет еще один украинец – Спивак. Если суммировать легионеров и даже учесть парочку спартаковцев с повязкой – Кульков играл за москвичей до повязки в Санкт-Петербурге, как и Дзюба, то получите не намного меньше капитанов, чем из числа тех, кто прошел академию клуба. А если ограничивать лишь верными клубу, то останется в новейшей истории «Зенита» только один подходящий человек. Малафеев всю карьеру представлял команду, но по характеру не был идеальным капитаном.
Скандальность игроков «Зенита»
Тяжело выбрать постоянного капитана или капитанов, если каждый второй – Широков и Дзюба. Сколько у Радимова было происшествий в карьере? Умудряется попадать в скандальные истории даже после того, как завершил карьеру! Даже у Тимощука, учитывая историю его странного развода, которую супруги зачем-то вывалили на всеобщее обозрение, далеко не идеальная репутация. Доводы бывшей жены смотрятся взрослее, чем попытки футболиста сделать вид, что он белый и пушистый.
Анюков был активным участником войны «россияне» против «легионеров». Драку с Лодыгиным тоже можно вспомнить, причем началась она с плевка, если верить информации от свидетеля. С Акинфеевым защитник «Зенита» тоже дрался, на поле порой вел себя агрессивно. Из сборной ушел, когда сам захотел, а не когда решили тренеры. Данни тоже умел сорваться, хотя и не тянет при сравнении на главного хулигана. Аршавин, Широков или Денисов – слишком скандальные ребята, чтобы быть капитанами на века.
Да, в списке «Зенита» достаточно людей с прекрасной репутацией. Но у многих клинических скандалистов намного больше матчей с повязкой, чем у того же Семака. У Сергея Богдановича всего одна такая игра. Странные дела, но не совпадение вовсе. Даже те, кого к капитанской повязке подпускали эпизодически – вроде Аршавина, Широкова и Дзюбы, обладают похожим складом характера во всем, что касается себялюбия. В «Зените» капитаном проще стать тому, кто обожает себя. В этом смысле Радимов, Анюков, Тимощук и Данни – близнецы-братья. А скандалисты, вроде Денисова, лишь дополняют картину.
Корпоративная ставка на легионеров
Четыре десятка капитанов, из них треть – легионеры. Ждем новое извержение вулкана «Свои против чужих»? Вероятно, ведь если бы Манчини выбирал капитана с помощью голосования, то в этот раз российская часть основы, перессорившись при выборе одного кандидата, могла проиграть Паредесу. За Леандро, даже если у него нулевые лидерские качества, могли проголосовать и легионеры, с которыми дружит Кришито (капитан, который собрался в Италию), и все аргентинцы.
Вот и получается, что коллектив давно поделен на две группы. И руководство нередко занимает сторону иностранцев. Причем позицию Фурсенко легко понять по летней трансферной кампании и по написанной спичрайтерами шуткой от главы государства по поводу «очень русской игры футбол». Но кого ставить и выбирать капитаном? Дзюбу за то, что он из России? Раньше все было аналогично, а может даже хуже. Кокорин и Шатов могут играть хуже, чем прежние поколения, но быть профессиональнее по отношению.
Из-за свинского поведения многих легенд «Зенита» с лимитными привилегиями – Аршавин всякое по молодости творил, как и Денисов, боссы клуба захотели работать с адекватными, независимо от паспортов. Полностью правы, качество важнее. Если молодой Тимощук приходит и сразу ставит себя, как лидер раздевалки, то сколько у него лет в «Зените» никто не считал. Данни тоже заводил команду лучше многих местных. Сейчас из Кришито так себе капитан, но потенциальный капитан Кокорин, выходит, не имеет в коллективе и в глазах тренера хотя бы того же авторитета.
Нежелание долго играть за команду
Радимов сменил шесть клубов, поиграв в Испании и Болгарии, прежде чем перешел из «Крыльев Советов» в «Зенит». Причем его трансфер был самым дорогим в истории петербуржцев на тот момент. Самого опытного капитана выкупили, не по зову сердца пришел. По иронии второго в списке взяли там же – Александр Геннадиевич (нет, Анюков не тайный сын Орлова) убедил тренеров, хотя в правом защитнике не видели идеального капитана.
Как только в команде появился Тимощук – на тот момент самый дорогой игрок клуба, Анатолий без проблем стал тем, кто машет руками и раздает оперативные приказы на поле в составе «Зенита». У Данни, когда пришла его очередь, тоже не было серьезных конкурентов. Не было похоже, что молодой Игорь Денисов был готов вести за собой стабильно и хладнокровно. Впрочем, примеры такого желания играть за «Зенит», как у Данни – его выставили по возрасту и спросив мнение Манчини, или Анюкова – редкость.
Чаще у «Зенита» на поле люди, которые честно говорят, что заканчивать карьеру в клубе не желают. Тимощук не рвался играть за «Зенит» всю жизнь. У Кришито нет такой задачи – не случайно снова вернулись к слухам о Набиуллине. Капитана Быстрова сложно себе представить, как и капитана Аршавина. Ведь Андрей видел себя игроком «Арсенала», его силой в Лондон не отправляли. Из Александра Кержакова не получался капитан на десять лет, поскольку форвард тоже хотел за рубеж, в «Севилью». Так что испанец Хави Гарсия – редкий капитан «Зенита», которого выставили сами. Правда, и он был так себе капитан.
Отсутствие верности влияет на игру
Халк был капитаном столько же раз, как Файзулин. Но история доказала – в верности клубу многих, от Кержакова и Денисова до Аршавина и Широкова, можно смело сомневаться. Витсель или Халк, Ломбертс или Хави Гарсия тоже не видели себя жителями Санкт-Петербурга до конца футбольных дней. Из Гарая не получался зенитовский Дзанетти. Шатов легко уйдет в ЦСКА. Не скажет, что не будет играть за главного соперника в чемпионской борьбе последних лет. Марио Фернандес скорее откажет петербуржцам.
А Дзюба или Шатов могут стать игроками «армейцев», как Широков становился спартаковцем и играл за свой любимый клуб – ЦСКА. У футболистов «Зенита», даже если они выходили на поле с капитанской повязкой, не было мыслей о том, что клуб — дом родной. Нет чувства дома. Панов не был «с детства за „Зенит“», как знаете. Для многих это просто место работы, и не всегда любимое, как знаем по истории Быстрова, которого силой вернули в клуб и ничего хорошего из этого не вышло. Такой уклад вещей в результате имеет прямое отношение к событиям на поле.
Нельзя играть как монолитная команда, если летом закупаешь половину «Ростова» и добавляешь полсборной Аргентины. Прямо сейчас капитаном является легионер, который годами просит его отпустить в Италию, оставаться не видит смысла. Вице-капитану 35 лет, Анюков не воспитанник клуба. А весной назначили спартаковца Дзюбу, который по характеру подходил, но так сильно сбавил, что из него капитан, как из пирожка с крысиным мясом. О каком единстве речь, если последний сильный капитан «Зенита» работает в тренерском штабе клуба, но на его крики и подсказки футболисты даже не реагируют? Авторитетных лидеров нет – нет стабильности. Не единственная причина неудач «Зенита», но одна из самых важных, учитывая количество внутренних клубных войн за последние годы.