Футбольный мир содрогнулся от невосполнимой потери: Йохан Кройф проиграл в борьбе с коварной болезнью и отправился в лучший мир. «Соккер.ру» скорбит о потере, призывая не забывать героев великой игры, оставивших неизгладимый след в истории футбола.
Мэтр советской и российской спортивной журналистики Лев Филатов в свое время написал: «Пеле показал, каким может быть игрок, а Кройф – какой может быть игра». Блестящая по своей полноте и точности фраза, в которой вся суть. Йохан – это тотальный футбол. Йохан – поборник рекурсивной революции, естествоиспытатель, философ и идеолог. Парень из бедной семьи стал не просто звездой на небосклоне спорта №1, Кройф оказался величиной постоянной, как Пеле или Марадона, причем прославился не только на футбольном поле, но и на тренерской скамье. Йохан любил повторять, что отменные игроки получаются из уличных хулиганов, потому что без соответствующей уличной закалки в детстве, приобретенных бойцовских качеств и рано испытанной ответственности сложно стать личностью. Всего этого «добра» юный Йопи хлебнул сполна, ведь страна выпутывалась из кризиса после разрушительной второй мировой войны, родители из всех сил старались сделать так, чтобы их сыновья ни в чем не нуждались. Однако ранняя смерть кормильца подкосила семью – Манус Кройф ушел из жизни, когда ему было 44 года, а его младшему сыну – 12.
Потеря родного человека стала для Йохана серьезным ударом, хотя и одновременно дала серьезнейший толчок, ведь всю жизнь Кройф пытался оправдать надежды безвременно ушедшего родителя. Однажды легендарный футболист признался, что в самые печальные и радостные моменты своей жизни он мысленно обращался к папе, открывал душу и советовался. Херманус Кройф в разговоре с людьми из «Аякса» как-то обмолвился, что в один прекрасный день его мальчишка будет стоить сто тысяч гульденов, и Йопи этот «план» перевыполнил в несколько раз. В 50-е годы Херманус поставлял в амстердамский клуб фрукты из своей бакалейной лавки, а мать Петронелла работала прачкой и уборщицей в клубе. В те времена в Нидерландах профессионального футбола не было, «Аякс» стал величиной европейского футбола уже при Кройфе-футболисте, а когда Йохан был маленький, он был вхож в раздевалку команды и еще тогда нахватался умных английских словечек от Кифа Спруджена и Вика Бекингема, тогдашних тренеров, «выписанных» с Туманного Альбиона.
Расцвести «Аяксу» суждено было под началом местного тренера и своего футбольного отца – Ринуса Михелса, но до этого щуплый паренек прошел подготовку в юношеской секции клуба, куда поступил в год смерти отца, а уже через четыре года подписал с родным клубом настоящий контракт. Юному Йохану мама запрещала отправляться на выездные встречи, считая это небезопасным, но с появлением у руля команды Михелса даже Нел перестала проявлять гиперзаботу, словно почувствовав, что «этот странный Ринус» и ее малыш собираются сотворить нечто великое. И они действительно произвели революцию: сначала создали форму, затем заполнили ее содержанием, чтобы кто-то облек все это в емкое и ныне известное каждому понятие «тотальный футбол». Михелс пользовался баскетбольными принципами, где все атакуют и все обороняются, но, естественно, затея была обречена на провал без соответствующих игроков, главным из которых был Кройф. Легкий, техничный и быстрый, он летал над полем, получая удовольствие от игры, в которой для него не было загадок. Как отмечал биограф Йохана, Нико Шипмейкер, у всех нормальных игроков было по две ноги, у феноменального Кройфа – четыре.
Йохан всегда считал, что футбол – это игра, в которую играют головой. Имеется в виду мыслительный процесс, ведь Кройф не просто творил на поле, он, будучи юношей, тонко разбирался в игре и дерзко раздавал советы более опытным партнерам, которые с патологической регулярностью оказывались правильными. Если Ринус Михелс был теоретиком «тотальной» революции, то его единомышленник Йохан был практиком и воплотителем, без которого вся смелая затея наверняка была бы обречена на провал. Кройф и Михелс шли в ногу, им совсем чуть-чуть не хватило для победы на чемпионате мира, в «Барселоне» же идеи этой голландской связки, пусть и не принесли ожидаемого эффекта сразу, зато дали каталонцам такой импульс, за который «блаугранас» до сих пор расплачиваются триумфами.
У Кройфа были все предпосылки, чтобы дополнить образ великого футболиста тренерскими достижениями, и Йохан своего шанса не упустил, завоевав с «Барселоной» больше трофеев, чем во время игровой карьеры. Кройф всегда работал на износ, но когда здоровье стало сбоить, решил завязать с нервной работой, чтобы в следующие годы отклонять заманчивые предложения, зато меткие цитаты голландца не покидали страниц спортивных газет – Йохан умел доносить свои четкие и ясные мысли доступным способом. К сожалению, с сегодняшнего дня приходится говорить в прошедшем времени: рак легких оказался сильнее, и хотя с курением Кройф завязал четверть века назад, вредная привычка дала сдачи спустя долгие годы. Все мы априори проигравшие в сражении с вечностью, победителей не бывает, как и эликсира вечной жизни, но кто-то снимается с соревнования добровольно, большинство вылетает в ранних квалификационных раундах, а Йохану удалось почти невозможное: он уступил в финале.
РИП, ЛЕГЕНДА!!!
РИП, ЛЕГЕНДА!!!
Спасибо за Барсу, такой она стала блогадаря Йохану Кройфу.
Спасибо за Барсу, такой она стала блогадаря Йохану Кройфу.
Звезда ты ,или нет.Смерть никого не щадит.
Звезда ты ,или нет.Смерть никого не щадит.
Другое в голову ничего не пришло?Такое ощущение как будто подростки придумали. А то что Вы имели ввиду, так его рано или поздно любой проиграет
Другое в голову ничего не пришло?Такое ощущение как будто подростки придумали. А то что Вы имели ввиду, так его рано или поздно любой проиграет
покойся с миром, Легенда. такого как он уже никогда не будет.
покойся с миром, Легенда. такого как он уже никогда не будет.