Сборная России успешно провела свой первый официальный матч текущего сезона. Но впереди команду ждут более серьезные испытания. В свою очередь, мы хотим рассказать о тех людях, кто готовит сборную к играм, помогая главному тренеру команды Гуусу Хиддинку, а именно о Александре Бородюке и Игоре Корнееве. В данном материале наш рассказ о первом из них.
Первый свой сезон в большом футболе Бородюк провел в далеком уже 1980 году. Тогда его, воспитанника футбольной школы Воронежа, пригласили в местный «Факел», который выступал в первой лиге. Молодого игрока использовали, как правило, на позиции полузащитника, но в силу возраста на поле выпускали нечасто. На следующий год Александра призвали в ряды Советской Армии. Служил он футболистом вологодского «Динамо». Там-то Бородюка и присмотрел второй тренер столичного «Динамо» Адамас Соломонович Голодец. Опытный специалист не без труда убедил главного тренера Вячеслава Соловьева, что Бородок когда-нибудь сможет пригодиться московскому клубу, и настоял на том, чтобы новичка перевели в нападение.
Мудрый тренер утверждал (и в итоге оказался прав), что с таким ударом, как у Александра, надо играть только впереди, а не исполнять роль подносчика снарядов. Впрочем, на тот момент в потенциал Бородюка верили слабо и на поле выпускали редко, притом в основном на замену в конце матча. Молодому парню это не слишком нравилось, и он ждал, когда же его наконец-то отпустят в родной Воронеж. Но новое динамовское руководство в лице Севидова, пришедшего на смену Соловьеву и Вадиму Иванову, отказываться от услуг нападающего не торопилось. Воронежский парень импонировал новому наставнику не только игрой, но и не по годам серьезным отношением к профессии за пределами поля.
Именно Бородюк вместе с Газзаевым решил исход финального матча на Кубок СССР в 1984 году. Тогда и стало ясно, что у Александра действительно роскошный удар, неплохой дриблинг, высокая скорость. Он забил «Зениту» потрясающий мяч, вогнав с лета кожаную сферу в ворота. А после отменной передачи Бородюка Валерию Газзаеву ничего не оставалось, как в падении головой переправить мяч в сетку. Но любопытно, что даже после столь удачной игры Бородюк твердого места в стартовом составе не получил и снова ушел в тень.
Все изменилось в 1986-м. Динамовцы, ведомые изгнанным из сборной Эдуардом Малофеевым, составили жесткую конкуренцию своим киевским одноклубникам в борьбе за золотые медали, а Бородюк бросил вызов в споре бомбардиров признанным забивалам — спартаковцу Сергею Родионову и днепропетровцу Олегу Протасову. Незадолго до финиша у всех трех соискателей на счету было по пятнадцать мячей. Родионов после этого забил один мяч, Протасов отличился трижды. А Бородюк сначала провел два мяча в ворота бакинского «Нефтчи» (оба — с пенальти), а затем едва ли не в одиночку расправился с ереванским «Араратом». На его счету было четыре из шести динамовских голов.
Затем последовал провальный чемпионат-87, когда Бородюк забил всего несколько мячей, а «бело-голубые» свалились на дно турнирной таблицы. Его нещадно критиковали в прессе, называли «везунчиком». Через год эти же люди Александра снова хвалили. Может быть, именно после тех событий футболист стал с большой неохотой давать интервью журналистам.
Главным событием 1988 года для Александра стала Олимпиада в Сеуле. Бородюка до олимпийской команды ни в какие юношеские и молодежные сборные страны не приглашали: не считали его особенно перспективным. Зато Анатолии Бышовец без колебаний включил его в свою команду. В первом матче со сборной Южной Кореи Бородюк появился на поле в стартовом составе, но был заменен. Матч закончился бесцветной нулевой ничьей, и к следующей игре с американцами состав основательно перекроили. Места для Бородюка в нем не нашлось. У сборной США советская команда выиграла со счетом 4:2, а победный состав обычно не меняют. Так что Александр по ходу игр на поле появился лишь однажды. Однако золотую медаль и звание заслуженного мастера спорта он в итоге получил.
Бышовец еще до Олимпиады в Сеуле возглавил столичное «Динамо», и вскоре стало ясно, что новый наставник делает ставку на своих выдвиженцев: Колыванова, Добровольского, Чернышева, Сабитова, Смирнова. К началу сезона 1989 года Анатолий Федорович окончательно определился с составом и был не против освободиться от Бородюка, Силкина, Буланова, Каратаева. На Бородюка в этот не очень приятный для него момент вышли руководители немецкого клуба «Шальке-04». Команда эта находилась во второй бундеслиге, и ей требовался хороший и недорогой нападающий. Контакт с динамовским руководством немцы установили быстро, и в июне 1989 года Александр уже подписал контракт с «Шальке».
Бородюк оказался в результате первым советским футболистом в немецком клубе. Вскоре вслед за ним осваивать новую страну поехали другие отечественные футболисты: Беланов, Буланов, Лютый, Горлукович... Приехавшему в Гельзенкирхен Бородюку сразу же дали звучное прозвище «Горби». На конец 80-х пришелся пик западной популярности первого советского президента Михаила Горбачева. «»Горби-2» сразу доказал, что достоин обязывающих сравнений. За «Шальке-04» он стал забивать с первой же игры. Не удивительно, что всего лишь через месяц пребывания в новой команде им заинтересовалась мюнхенская «Бавария». Затем о своих претензиях на Бородюка заявил еще один клуб — «Кёльн».
Однако контракт «Горби» был составлен довольно хитро: в случае перехода в другую команду он не мог получать хотя бы на одну марку больше, чем в «Шальке-04». Поэтому особого стимула у советского нападающего переходить куда-либо из гельзенкирхенского клуба не было. Между прочим, «Шальке-04», несмотря на то, что играл во второй бундеслиге, по посещаемости домашних матчей уступал лишь самой «Баварии». На игры ходило по 50-60 тысяч зрителей, которые яростно поддерживали своих любимцев. Самым популярным игроком был, конечно, Бородюк, который не только много забивал, но и помогал партнерам добиться успеха. Во многом именно благодаря его усилиям популярной немецкой команде удалось вернуться в бундеслигу.
Гельзенкирхенский период в карьере Александра закончился его переходом во «Фрайбург» в 1994 году, а оттуда — в «Ганновер 96». В Германии за ним закрепилась репутация очень стабильного и трудолюбивого футболиста, который добивался успеха потом и кровью. Сам же Бородюк своим в новой стране себя так и не почувствовал.
С 1991 года он мечтал вернуться в Россию, в московское «Динамо», которое к тому времени возглавил Валерий Газзаев. На этой почве наш футболист даже конфликтовал с возглавлявшим одно время «Шальке-04» известным специалистом Удо Латтеком. Однако на родину Бородюк вернулся только в 1997-м. По иронии судьбы московское «Динамо» в этот период возглавлял Адамас Голодец, который в свое время и разглядел в Бородюке будущего большого игрока. Правда, Адамас Соломонович был уверен в том, что Александр уже свое отыграл.
Тренер железнодорожников Юрий Семин так не считал. Он не испугался сделать ставку на ветерана. Бородюк с «Локо» вышел в финал Кубка России, где встретился с... голодцовским «Динамо». Железнодорожники победили со счетом 2:0, и, хотя Александр своего мяча в этой встрече не забил, немалый вклад в победу он все-таки внес. А во встрече регулярного чемпионата с тем же «Динамо» нападающий «Локомотива» забил в ворота своего бывшего клуба. Правда, на этот раз победу в матче праздновали «бело-голубые».
За два сезона в «Локо» Бородюк забил более десятка мячей. При этом надо учитывать, что Александр играл у Семина не в нападении, а в полузащите. О своей размолвке с Юрием Павловичем он предпочитает не говорить. Однако ясно, что дело тут далеко не в спортивных моментах. Форма олимпийского чемпиона явно не вызывала вопросов. Но не такой человек Бородюк, чтобы выносить сор из избы. В общем-то и у Бориса Игнатьева, к которому он ушел от Семина, Александр тоже не нашел понимания. И если бы не Тарханов, который пригласил футболиста в самарские «Крылья Советов».
Появление Александра в Самаре в тот момент многих удивило. С 1982 года он никогда не играл в российской глубинке. И невозможно было себе представить, как он мог променять Москву на провинцию на закате карьеры. Впрочем, и не совсем ясно и то, по каким именно причинам рискнул сделать на него ставку Александр Тарханов. Самарский же наставник неожиданно определил Бородюка на непривычную для него позицию последнего защитника. Впрочем, опытному футболисту перевод новое место дался совершенно безболезненно.
В последнем матче «Крылья» играли в Москве с «Динамо». Складывалось такое ощущение, что Бородюк играл в Самаре всю сознательную жизнь. И не верилось, что ему уже тридцать семь. Он и в обороне отрабатывал за двоих, и в атаки с удовольствием подключался. Его бывший партнер, а тогда тренер «Динамо» Валерий Газзаев, выбегая к бровке поля, упрашивал, умолял своих подопечных: «Бородюка держите!»
Именно в Самаре Бородюк впервые прикоснулся к искусству тренерского ремесла, став в 2001 году играющим тренером команды. Затем, он вошел в тренерский штаб национальной сборной России, где был помощником поочередно у Александра Тарханова, Георгия Ярцева и Юрия Семина, где и продолжает свою деятельность до сих пор, помогая на пару с другим в прошлом прославленным российским футболистом Игорем Корнеевым голландскому специалисту Гуусу Хиддинку.
В 2005 году был назначен главным тренером молодежной сборной России, сменив на этом посту уволенного Андрея Чернышева. Напомним, что это случилось после скандального матча молодежной сборной России против сверстников из Дании, в котором наши футболисты умудрились заработать пять удалений. Но, проработав один сезон, вынужден был сложить свои полномочия, так как Хиддинку он был необходим в работе с главной национальной командой.
Благодаря усилиям Бородюка и Корнеева, Хиддинк сумел прекрасно подготовить российскую сборную к финальной части Евро-2008 года. Теперь же, болельщикам очень хочется верить в то, что триумвирату тренеров удастся вывести сборную России в финальную стадию чемпионата Мира!