Soccer.ru

Надежное плечо для Гууса

30 марта 2009, 17:00
Хиддинк и Корнеев

Ему не удалось завершить карьеру футболиста в своей родной Москве. Он по-прежнему прекрасно готов физически и мало в чем уступит большинству действующих игроков. Он надолго останется единственным россиянином, кому удалось поиграть за «Барселону». И именно он, Игорь Корнеев, является одним из помощников Гууса Хиддинка и помогает ему готовить сборную к ответственным матчам.

Детство Игоря было не «сладким». Маме одной было тяжело воспитывать двух детей и его, как старшего, отдали Надежное плечо для Гуусана шестидневку в школу-интернат неподалеку от метро «Профсоюзная». «Я очень любил грибной суп. Но что-то не припомню, чтобы нам его готовили. Да и мне было тогда все равно, чем кормили. Зато был у нас мяч и уйма времени, чтобы его гонять».

Как-то друзья предложили: "Едем записываться в «Спартак»! И Корнеев, являясь в тот момент поклонником «Торпедо», поехал с ребятами за компанию,  в футбол поиграть. А в манеже «завелся» и, видимо, что-то такое сотворил, что тренеру Зернову приглянулся. И начались полуторачасовые ежедневные поездки из одного конца Москвы в другой (а жил он на Варшавском шоссе) на тренировки. Порой приходилось с уроков убегать, чтобы не опаздывать. Пока спецклассы в спартаковской школе не открыли. Потом была «Красная Пресня» и возвращение вместе с тренером Новиковым в «Спартак». Играл Игорь тогда за дубль, а тренировки проходили вместе с основным составом.

«Представляете, в центральном круге Константин Иванович Бесков, а рядом со мной Гаврилов, Черенков, Шавло. До чего же было интересно! Но долгое время я восхищался происходящим, а ценить его не ценил. Казалось, так будет всегда и везде. Это я впоследствии понял, что команды и тренеры бывают разные. А тогда играл себе за „дубль“ и даже не стремился хотя бы в запас попасть. И это было самое страшное».

Надежное плечо для ГуусаМногое в осознании футболиста изменил призыв в армию, где он был гранатометчиком в танковой дивизии и познал все «прелести» военной дисциплины и муштры. Полгода провел Корнеев в отрыве от футбола. И затем его взяли в ЦСКА-2. 1987-й год  Игорь встретил уже в армейской команде мастеров. Поначалу все шло неплохо. Но стоило какому-то шурупчику из командного механизма выпасть, как результаты покатились вниз по наклонной плоскости – прямо в первую лигу. Попытка вернуться в высшую в следующем году оказалась неудачной. И ребята, почти все как один, решили уйти из ЦСКА. А чего оставаться? Игры не было, тренеры менялись чуть ли не каждый год, руководство клуба для команды ничего не делало, никакие бытовые проблемы не решались. А быт для футболиста – очень  важная штука.

«Мы тогда с матерью и братом в маленькой квартирке теснились. Мне бы выспаться надо, а к братишке друзья пришли. Ну что делать – не на улицу же их отправлять в проливной дождь? Только не думайте, пожалуйста, что для меня коммерческая сторона – главное. Ничего подобного! И деньги у меня далеко не на первом плане. Но не знаю, как бы у меня  дальше дела сложились, если бы в ЦСКА Павел Федорович Садырин не пришел. В тот самый час, когда мы все разбегаться собрались. ОнНадежное плечо для Гууса никого не уговаривал остаться, но остались, по-моему, все. Он к каждому ниточку нашел, и получился такой плотный клубок, который при всем желании не распутать».

В 1991 году Игорь Корнеев стал лучшим игроком последнего первенства СССР, а его команда ЦСКА завоевала чемпионский титул и Кубок страны. Сразу после этого успеха звездный коллектив распался – многие футболисты отправились в зарубежные клубы. Не стал исключением и Корнеев — за его плечами выступления в испанских «Эспаньоле» и «Барселоне», голландских «Херенвене», «Фейеноорде» и «Бреде».

В «Эспаньол» он пришел не один, а вместе с партнерами по ЦСКА Галяминым, Кузнецовым и Мохом. Именно то, что начинать пришлось не в одиночку, в значительной степени помогло освоиться в зарубежной команде. Ситуация на тот момент в «Эспаньоле»  сама по себе тяжелой была. Команда уверенно занимала тогда последнее место в чемпионате и стояла на вылет. Перед командой была одна задача – остаться в высшем дивизионе. Российская четверка  «вытащила» «Эспаньол» со дна турнирной таблицы, и это на тот момент было значительным достижением.

В последний год контракта с «Эспаньолом» у Игоря были проблемы с тренером команды Камачо, который на его позицию, под нападающими, искал другого игрока.  И однажды, в один из вечеров, совершенно случайно в ресторане Корнеев встретил Тони Брюинса, который в то время с Круиффом работал в «Барселоне», и в разговоре поведал ему, что он становится свободным агентом. Это устраивало и каталонскую команду, и самого Корнеева. Так Игорь стал первым и пока что единственным российским футболистом, поигравшим за великую команду.
 
«Я сыграл за „гранатово-синих“ 15 игр за один сезон. Тогда еще разрешалось иметь четырех иностранцев, причем только три могли одновременно играть. Куман, Стоичков, Хаджи... и я – четвертый. Конкуренция была сумасшедшая, и свои 15 игр я достижением считаю. По окончании сезона мне предложили заключить контракт на три года, но по системе „1+1+1“. Я же хотел минимум на два года. Еще было одно жесткое условие: если при выполнении контрактных условий „Барселона“ захотела бы отдать меня в аренду одному из клубов высшей лиги, например, „Саламанке“, они бы могли это сделать без моего согласия. На таких условиях я заключать контракт не стал».

Надежное плечо для ГуусаВ момент ухода из «Барселоны» Корнеев потерял полгода между трансферными окнами. Были предложения из Франции и еще откуда-то, но ни одно из них футболиста в тот момент не  устраивало. Трансферное окно уже закрывалось, и Корнеев решил: «Приму первое же предложение из любой европейской страны, от команды, которая будет хотя бы за зону Кубка УЕФА бороться». И именно тогда появился «Херенвен», который на тот момент в своем чемпионате в пятерке был. Оттуда же, через год, он перешел в «Фейеноорд».

По завершении карьеры игрока Корнеев решил остаться работать в Голландии, где и проработал почти восемь лет: «Предложили работу в „Фейеноорде“ – одним из тренеров юношеских команд. По необходимости работал индивидуально с игроками первой команды». В 2007 году Игорю поступило предложение войти в тренерский штаб сборной России и стать одним из помощников Гуса Хиддинка.


«Спартак» научил Корнеева играть в футбол, а ЦСКА сделал из него футболиста с большой буквы. Кому же отдано сердце самого футболиста? «Это непростой вопрос и он вызывает странные чувства. Хоть в ЦСКА я и оказался не по своей воле, он навсегда остался глубоко в моем сердце, три сезона с 1989 по 1991-й были незабываемыми. „Спартаку“ же я благодарен за ту школу, которую он мне дал, за тот автоматизм, который навсегда остался у меня в голове. Не только школе и Зернову, который взял меня и воспитывал все эти годы, но и Новикову, который взял меня в „Красную Пресню“, и Бескову, проводившему со мной много времени. Всем этим людям я очень благодарен, каждому по-своему».

Игорь Корнеев хотел, а затем и действительно стал помощником главного тренера, но не какого-нибудь, а Надежное плечо для Гуусасамого Гуса Хиддинка, возглавившего сборную России. Во всей блестящей и богатой событиями карьере Игоря есть один момент, непосредственно связанный с футболом, о котором он не любит вспоминать. Разумеется, речь идет о чемпионате мира-94, который так и не стал праздником для нашего героя. И вот, улыбка судьбы, Корнеев вернулся, и вернулся именно в сборную России, которая ведет борьбу за попадание в финальную часть очередного мирового первенства. А значит, жизнь продолжается.

А знаете ли вы что…

Будучи игроком ЦСКА, где коллектив на тот момент собрался дружный, Игорю порой было интересней в своей комнате посидеть с книжкой. Читал он в то время много, стараясь узнать как можно больше, не боясь показаться «белой вороной». А еще, в то время Корнеев был довольно тесно связан с творческой средой: с певцами, с актерами.

«Например, Пресняковы, и старший, и младший, были и до сих пор остаются моими большими друзьями. Много времени проводил на концертах, которые меня очень вдохновляли. Та же Пугачева, которая умудрялась дать семь концертов подряд и каждый раз преподнести свои песни по-новому, хотя делала, вроде, одно и тоже».

«Свою футбольную карьеру я хотел, кстати, в Москве закончить. В 2004-м ожидал услышать предложения из России, но, увы, этого не произошло».

Все комментарии
Гость
Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий
Отправить