«Соккер.ру» продолжает вспоминать колоритных футболистов былых времен, и сегодня такой повод предоставил Ян Коллер, отмечающий свой 43-й день рождения. Чешский нападающий по прозвищу Человек-маяк был во всех смыслах заметной фигурой на футбольном поле.
Коллер – человек не только удивительных для футбола габаритов, но и не менее интригующей судьбы. Ян не получил специального футбольного образования, а первый профессиональный контракт подписал только в 21 год, причем не с какой-нибудь завалящей командой, а с пражской «Спартой» — флагманом чешского футбола. А до этого в его жизни… ох, чего в ней только не было! Появился на свет Ян в Праге, а когда ему было шесть лет, родители перебрались в маленькую деревушку Сметанова Льхота, что в Южночешском краю, в каких-нибудь 80 километрах от границы с Баварией. Кстати, корни у нападающего немецкие, можно сказать, семью потянуло ближе к исторической родине.
О карьере профессионального спортсмена юный Коллер в те годы и не помышлял, довольствуясь тихой сельской жизнью в деревне с населением в полтысячи человек. Мама работала на складе, отец занимался ремонтом сельскохозяйственной техники, вот и Ян выучился на автомеханика. Футбол в то время был просто приятным времяпрепровождением, причем семейство Коллеров моментально наложило право вето на вратарскую позицию в деревенской команде, ведь не только Ян, но и оба Петра – отец и брат, тоже не отличаются скромностью габаритов.
Когда форвард уже стал знаменит, не стеснялся рассказывать, что «одежду для больших» собственноручно шила его мать, но настоящие проблемы были с обувью, которую можно было купить только в столице. На эту тему впоследствии подшучивал Слуцкий во время совместной работы с чешским гигантом в «Крыльях Советов»: «Хотите нейтрализовать Коллера – украдите у него сумку с бутсами». Футбольную обувь 50-го размера достать не так-то просто. К 13-ти годам Ян уже вымахал в солидного дядю Степу, а еще через пару лет приблизился к двухметровому росту и однажды попросил своего отца, вратаря-ветерана команды Сметановой Льхоты, вернуться в ворота, объяснив папеньке, что его «малышу» остро приспичило побегать в поле.
Это был поворотный момент, хотя до старта профессиональной карьеры было еще далеко: Ян успел отслужить в армии и поработать банковским клерком, целыми днями производя нехитрые подсчеты на калькуляторе. В то время Коллер уже перерос свою деревенскую дружину и выступал за непрофессиональный клуб из соседнего городка Милевско, где нападающего и приметили скауты «Спарты». Будет обманом, если скажу, что в Праге Ян сходу стал любимцем: партнеры скептически относились к любителю-переростку, а болельщики дразнили связку Коллера и Локвенца «атакой жирафов». Еще бы! Можете представить себе сейчас такую линию нападения? Рядом с Яном, чей рост 202 сантиметра, играл тоже весьма немаленьких размеров Вратислав – 196 см. Узнай все эти недоброжелательно настроенные ребята тогда, что перед ними будущий лучший бомбардир в истории сборной Чехии, наверное, перекрестились бы. Или покрутили бы пальцем у виска.
В национальную команду Коллер попадет только в 1999-м после трех сезонов в бельгийском «Локерене», в последнем из которых он забил 27 голов, потом еще два года поддерживал планку результативности на уровне «тридцатника» в составе «Андерлехта», что и послужило отличным поводом для перехода в «Боруссию», выложившую за гиганта 10.5 миллионов евро. Пожалуй, самый примечательный эпизод за время карьеры в Дортмунде связан не с голевыми успехами, коих тоже было немало. Однажды «Боруссия» пропустила в гол матче с «Баварией», счет стал 2:1 в пользу мюнхенцев, Йенс Леманн так бурно выражал недовольство судейской бригадой, что схлопотал вторую желтую карточку.
Так как замен больше не было, в ворота встал Коллер, наверняка вспомнивший свою футбольную молодость, только тогда ему угрожали мужички с пивными животами, а тут нужно было 25 минут сдерживать одну из лучших команд Европы. Коллер в итоге не пропустил, безупречно сыграв на выходах и взяв намертво мощный удар Баллака, «Боруссия» все-таки проиграла, но Ян стал героем, Kicker даже включил чеха в символическую сборную тура на позиции голкипера, а в клубе ему сшили специальный вратарский свитер по размеру с фамилией на спине. Менеджер «шмелей» Михаэль Майер даже предложил клонировать чеха, заявив, что такие игроки нужны в каждой линии. Признавайтесь, кто хоть раз выставлял одиннадцать Коллеров против одиннадцати Джовинко в футбольном симуляторе?
После Дортмунда транзитом через Нюрнберг и Монако Ян оказался в «Крыльях Советов», будучи уже 35-летним ветераном. Поначалу ничего хорошего от этого трансфера волжские болельщики не ждали, но провожали чеха через полтора года со слезами на глазах – забил он 16 голов, да еще и своим в доску парнем оказался. Доигрывал Ян во французской Лиге 3, где защищал цвета «Канна», причем, несмотря на возраст и участившиеся травмы, забивал чуть ли не в каждом втором матче. Коллер, которого друзья ласково называют Дино после просмотра фильма «Парк Юрского периода», по окончании карьеры пять лет назад обосновался с семьей не где-нибудь, а в Монако.
Впрочем, жизнь в фешенебельном княжестве по душе скорее его супруге Эдвике, бывшей модели, а сам Ян остался простым парнем с простыми желаниями. Признается, что любит добро покушать, а дабы не набрать лишний вес, продолжает заниматься спортом: попробовал себя в составе сборной Чехии по пляжному футболу, любит наведываться в Сметанову Льхоту, где остались жить родные, а также всерьез увлекся хоккеем, в который регулярно играет с ветеранами в Ницце. И, кажется, все у него хорошо. Пусть так будет и впредь. С днем рождения, Ян!